Особенности эгоцентризма у одаренных детей младшего школьного возраста

дипломная работа

1.2 Природа детской одаренности

а) Структура одаренности

Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых во вне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты:

1) биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;

2) сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;

3) интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

4) эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

5) высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение.

А.М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н.С. Лейтес, В.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Е.И. Игнатьев, Э.А. Голубева, В.М. Русалов, И.В. Равич-Щербо, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А.В. Брупшинский, Т.В. Кудрявцев, Дж. Берлайн, Я.А. Понамарев и многие другие), выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее :

1) доминирующую роль познавательной мотивации;

2) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;

3) возможности достижения оригинальных решений;

4) возможности прогнозирования и предвосхищения;

5) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки (Матюшкин, 1988). При этом А.М. Матюшкин считает, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования «творческого человека». С этим полностью соглашается В.А. Моляко. Его исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие (Моляко, 1981):

1) задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;

2) интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;

3) любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;

4) быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;

5) склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям, выработке эталонов для последующего отбора;

6) проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;

7) эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т.д.;

8) настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;

9) творческость - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п. ;

10) интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

11) сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

12) способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п. (Моляко, 1981). Более интегрально можно представить проявление одаренности через:

а) доминирование интересов и мотивов;

б) эмоциональную погруженность в деятельность;

в) волю к решению к успеху;

г) общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;

д) понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;

е) бессознательное, интуитивное решение проблемы («внелогическое»);

ё) стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);

ж) многовариантность решений;

з) быстроту решений, оценок, прогнозов;

и) искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Здесь, существует определенная иерархия связей, зависимостей. Эту совокупность можно представить, имея в основе ту или иную фундаментальную позицию, несколько по-другому, исходя из предположений о шести основных параметрах, а именно (Моляко, 1981):

I. сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;

П. проявление творчества;

Ш. проявление интеллекта;

IV. динамика деятельности;

V. уровни достижений;

VI. эмоциональная окраска.

По каждому из указанных параметров можно выделить основные определяющие признаки.

Выделим основные типы творческой деятельности (Моляко, 1981):

- научно-логический;

- технико-конструктивный;

- образно-художественный;

- вербально-поэтический;

- музыкально-двигательный;

- практико-технологический;

- ситуативный (спонтанный, рассудительный). Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:

- комбинаторное творчество;

- творчество через аналогии.

Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:

- пониманию и структурированию исходной информации;

- постановки задачи;

- поиску и конструированию решений;

- прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.

Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы:

- медленный;

- быстрый;

- сверхбыстрый.

Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия:

1) желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);

2) достичь результата высшего класса;

3) реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.

В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа:

- вдохновенный (иногда эйфорический);

- уверенный;

- сомневающийся.

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности (Моляко, 1981).

б) Изучение одаренности в трудах зарубежных и отечественных психологов

1) Можно количественно определить одаренность, не считаясь с её качеством… Это - измерение степени одаренности людей (Мейман, 1911);

2) Эта задача может быть соединена с качественным исследованием, если постараться измерить степень одаренности в области отдельных способностей, т.е. одаренность памятью, фантазией и т.д.;

3) Можно подвергнуть одаренность чисто качественному исследованию, т.е. к установлению типологических различий.

Очень интересно и то, как понимает Мейман внесение качественного момента в изучение одаренности. Этот момент начинается, по мнению Меймана, там, где имеет место измерение степени одаренности в области отдельных способностей.

Американские психологи в большинстве рассуждают, что такого рода подход является подходом количественным. Например, Д. Старч (1929) говорит, что «различия между людьми скорее количественные, чем качественные. Все люди имеют те же самые рефлексы, инстинкты и способности (способность восприятия, различения, внимания, мышления и т.д.). Различия между людьми являются различиями в силе тех разных способностей, которыми обладает каждый индивид… Различия являются качественными только в том отношении, что встречаются комбинации различных количеств отдельных черт».

Рассматривая одаренность с качественной и количественной стороны, советские психологи, в данном случае Б.М. Теплов (1985), считает, что «проблема одаренности есть проблема прежде всего качественная, а не количественная». Он говорит, что «психология должна ставить своей целью дать практике способы анализа одаренности людей в различных областях, а вовсе не приемы измерения этой одаренности… Не то главное, что одни люди более, а другие менее одарены. Важнее то, что разные люди имеют различную одаренность и различные способности, различные не в количественном, а в качественном отношении. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, а другой - в другой, не только в том, что один человек имеет техническую, а другой - музыкальную одаренность… Качественные различия одаренности выражаются в том, что даже и пианистическая одаренность у разных людей качественно различна: один человек по-одному одарен как пианист, а другой - по-другому». [Теплов, 1985, с. 27] Все сказанное выше об одаренности применительно и к способностям.

Делись добром ;)