Особенность влияния гендерного фактора на проявления враждебности

курсовая работа

1.2 Понятие агрессии и ее формы

Слово "агрессия" произошло от слова aggredi, корень в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad - "на"), т.е. получается что-то вроде "двигаться на", "на-ступать". Aggredi - это непереходный глагол, и поэтому он не соединяется напрямую с дополнением; нельзя сказать to aggress somebody "нападать кого-либо". В первоначальном значении слова "быть агрессивным" означали нечто типа "двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения". [9]

Согласно словарю психологических терминов, агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.

Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия") и применения грубой физической силы ("физическая агрессия"). Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту.

Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Такие формы поведения, если они не наносят вред окружающим людям, могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеется в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью - наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей везде и всегда, где для этого складываются подходящие условия.

Все многообразие форм агрессивности можно также объединить в гетероагрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя). В свою очередь и гетеро- и аутоагрессия подразделяются на прямую и косвенную формы. Прямая гетероагрессия - это убийства, изнасилования, нанесение побоев и т.д.; косвенная гетероагрессия - угрозы, имитация убийства, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. Крайнее проявление прямой аутоагрессии - самоубийство. В рамки косвенной аутоагрессии следует отнести все психосоматические заболевания, болезни адаптации, все неспецифические заболевания внутренних органов, имеющих гладкую мускулатуру и вегетативную иннервацию.

Среда и агрессивность

Чтобы понять суть девиантного поведения человека, Дюркгейм и Сатерленд (цит. по Яковлев А.М., 1985) пытались соединить психологические и общесоциологические исследования и теории с целью изучить причины слабой адаптации человека в условиях реально действующих социальных норм и установок. В результате этих и других исследований было установлено, что имеются некоторые врожденные черты, которые способствуют дезадаптации в среде, возникновению психологических конфликтов в своей микро- и макросреде, которые чреваты формированием таких отклоняющихся форм поведения, как наркомания, алкоголизм, преступность и другие. Среди этих черт такие, как эгоцентризм, лабильность, агрессивность, аффективность, безразличие. Делались попытки найти связь между этими отклонениями и демографическими процессами (разводы, рождения, миграция и т.д.), научно-техническим прогрессом и т.д. Но формы поведения людей детерминированы не только их личностными особенностями, но и условиями той среды, в которой развивается и существует эта личность.

Образ жизни определяет социальную норму, из которой мы исходим в наших оценках и строим социологическую теорию. Он рассматривается как реально практикуемая норма поведения людей, способ их повседневной деятельности в сферах труда, быта, досуга (Попов С.И., 1977; Толстых В.И., 1975).

С точки зрения К. Лоренца (1994) человек не располагает естественным оружием, таким как когти, яд, электрические разряды, клыки и т.д., и потому внутреннее противостояние убийству ему было не нужно. То есть, у человека нет внутренних преград против убийства. Но, не имея когтей, яда, электрических разрядов и т.д., человек имеет разум, сознание, огромную внутреннюю энергию, которую еще архаический человек направил на свое окружение в борьбе на выживание.

Э. Фромм (1994) считает, что у человека есть внутреннее «не убивай» и в качестве доказательства ссылается на угрызения совести, возникающие вслед за убийством. Надо предполагать, что преграда - это чисто моральная, нравственная категория. По Э. Фромму в качестве внутренней преграды выступают привязанность к животным и сочувствие к ним, а также чувство единства всего живого, ощущение общности с другими людьми.

Разрушает эту преграду ощущение чуждости другого, деперсонификация противника, разделение людей на сорта, что имело место от Древней мира до фашистской Германии, где в 20-м веке было введено понятие Untermenschen - недочеловеки. Нельзя не согласиться с Э. Фроммом в отношении эмоционального барьера на пути к убийству (или агрессии). Но есть, на мой взгляд, и барьер, а может и стимул, более высокого плана - морально-нравственный, упирающийся в нарастающий и доминирующий индивидуализм человека.

Если на заре человечества человек представлял себя как частичку какой-то конкретной общности (рода, племени, народности), противопоставляя себя другой общности, то в ходе развития человечества выявилась тенденция к расширению этой общности. Ею стало общечеловеческое единство с одновременным подчеркиванием роли и значения отдельной личности, с нарастанием индивидуализма. Имеется в виду выделение себя, своего «Я» из этой общности. Естественно, это приводит к конфликту между разными «Я», что уже чревато агрессивными проявлениями. В цивилизованных странах Запада эта агрессивность более или менее удачно контролируется и направляется по каналам Закона - регулятора и дозатора агрессивности. Хотя и на Западе не редки произвольные, антизаконные ее проявления. В менее цивилизованных, развивающихся странах и, тем более, в отдельных сообществах, проявления агрессии подчиняются древним архаическим механизмам регулирования и дозирования. Механизм «деперсонификации», о котором говорит Э. Фромм, и в основе которого лежит разрыв активных отношений с другими лицами, сменяется, с моей точки зрения, явлением «инкапсуляции», в основе которого лежит механизм, который я определяю образно как «моя хата с краю - не подходи, а то убью». Это уже не разрыв отношений, а, наоборот, установление формально добропорядочных и доброжелательных отношений между отдельными индивидами сообщества, между отдельными группами, государствами, в основе которых лежат не эмоциональные отношения, а трезвый расчет, меркантильный интерес, воля сильного и могущественного. Что же будет доминировать во взаимоотношениях у людей в этом обществе - любовь или разрушение, в значительной степени определяются социальными условиями. Однако условия у людей разные и люди тоже разные; поэтому в одинаковых социальных условиях люди ведут себя по разному. Так что, может быть, все определяется человеческой сущностью.

Взаимоотношения и взаимопонимание между различными социальными группами обусловливается некоторыми условия коммуникации. Это, во-первых, наличие в памяти каждой из общающихся сторон примерно одинаковых запасов о предмете обсуждения - отношения, то есть уточнение предмета и темы разговора. Во-вторых, - наличие у сторон адекватных психологических моделей друг друга, то есть соответствие их установок, целей, морально-этических оценок и т.д. В третьих, наличие доброжелательности и заинтересованности друг в друге. И, наконец, для понимания друг друга группы должны исходить из одних и тех же постулатов общения и соотносить предмет обсуждения с одинаковыми социальными образами и нормами поведения (Знаков В.В., 1990). Значительная часть коммуникативного опыта людей фиксируется в общественном сознании в виде эталонов и стереотипов, которые имеют сложную внутреннюю структуру, состоящую из трех основных компонентов: рационального (интеллектуального), образного и эмоционального (Коломинский Я.Л., 1972).

Отрыв от предшествующих поколений действует на человека деструктивно. Именно это имеет место в Армении за последнее десятилетие, что привело к беспрецедентному росту вседозволенности, преступности, нравственного беспредела, буквально захлестнувшего всю страну.

Не умаляя роли технического прогресса в формировании современного человека, следует отметить, что именно духовный и исторический опыт предшествующих поколений (если он, конечно, усвоен) в наибольшей степени и определяет отличие современного человека от неандертальца. А техническая оснащенность определяет методы и механизмы реализации поведенческих проявлений, по которым, как раз, современный человек не отличается от неандертальца. Типичным примером, демонстрирующим роль непрерывного культурного наследования, являются изолированные группы обществ - преступные группировки, заключенные, отдельные изоляты, служащие закрытых учреждений, а также определенные молодежные группы (субкультуры), утратившие или не следующие духовным и нравственным ценностям своих предков. На первый план в них выступают жестокость, насилие и достижение личных корыстных целей и интересов. В них вырабатывается не только стиль поведения, но и внешний вид (прическа, манера одевания), появляется соответствующая атрибутика, насыщенная символикой, татуировкой, вырабатываются специальные ритуалы, речь приобретает свои понятийные нюансы. Иерархия власти, стиль отношений и взаимодействие членов таких изолятов напоминает структуру и взаимоотношения в животном стаде. Беспристрастный взгляд на сущность человека вызывает жуткие представления о его прошлом, настоящем и будущем - инстинкт агрессии, унаследованный от своих животных предков, смертоносное ядерное оружие как результат его социального развития, потеря своих нравственных корней, амнезия того, кто и что он есть и вера в свое могущество.

Человек нуждается в такой социальной среде, в которой он имеет не только идеи и ценности, разделяемые другими членами группы, не только стабильные связи, но и свое место. Между животными одного вида жизненное пространство распределяется таким образом, что по возможности каждый находит себе пропитание. Агрессия животных, направленная против собратьев по виду, не вредна для вида, напротив, она необходима для сохранения вида. Что же касается человека, то здесь все наоборот. Все продолжающееся увеличение населения Земли еще более актуализирует этот вопрос. История человечества показывает, что не плотность населения и далеко не плотность населения является причиной агрессивности, хотя как раз противоположное утверждает концепция Мальтуса. А причиной нарастающей агрессивности, скорее всего, являются особенности современного индустриального общества. С этой позиции следует дифференцировать понятия «перенаселенность» и «скученность» (crowding) от плотности населения (Leyhausen P.,1965). Современное индустриальное общество это уже не традиционная община с массой настоящих социальных связей, а группы изолированных, разрозненных и одиноких людей без общих интересов, целей, убеждений. Примеры некоторых малых европейских стран (в частности, Голландии или Бельгии) показывают, что высокая плотность еще не приводит к агрессивности, но в сочетании с нищетой, она может приводить к ней, что, например, наблюдается в некоторых районах Индии и Пакистана. Но чем больше плотность населения, тем меньше действительных социальных контактов между людьми, что относится к числу факторов, способствующих агрессии.

Любое общество, любая социальная группа нуждается в установлении действительно справедливых отношений во всех сферах деятельности и жизнедеятельности. Без юридического равенства людей перед законом, о какой бы той ни было социальной справедливости говорить попросту не приходится. Однако в действительности дело имеет и другую нравственную, субъективную, психологическую сторону, которая очень часто вступает в противоречия с объективностью.

Делись добром ;)