Введение
Актуальность исследования. Общепризнанно, что мотивация во многом определяет успешность в учебной и других видах деятельности, а также в межличностных отношениях. В специальной психологии и педагогике проблема мотивации является недостаточно изученной. В отношении подростков с речевыми нарушениями данная проблема освещалась лишь в единичных случаях. Проблема мотивации в подростковом возрасте является одной из наиболее актуальной. В отношении подростков с речевыми нарушениями проблема мотивации мало изучена. Вопрос о взаимосвязи мотивации и интеллектуальных факторов у подростков с нормальной речью является малоизученным, а в отношении подростков данная проблема не рассматривалась и с речевыми нарушениями не изучался.
В этот период меняются приоритеты в подростков в сторону межличностного общения, нередко наблюдается снижение учебной мотивации. Подростки пробуют себя в различных видах деятельности. мотивация для социальной адаптации. Особенности мотивации подростков с речевыми нарушениями в условиях коррекционной школы.
Большинство исследований, посвященных проблемам психолого-педагогического изучения особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), касаются дошкольников и младших школьников [Л. Ф. Спирова, О.Е. Грибова, Т.Б. Бессонова, В.К. Воробьева, С.Ю. Горбунова.] и практически не затрагивают подростковый возраст.
Прежде чем формировать учебную мотивацию учащихся, педагогу необходимо ее познать, установить для себя реальность, с которой придется иметь дело. А также необходимо повысить эффективность обучения, которая обуславливает изучение факторов, которые положительно и отрицательно могут повлиять как на становление, так и на реализацию мотива учебной деятельности. К таким факторам, могут быть отнесены особенности воспитания в семье, социальное окружение, возможность социальных контактов - с друзьями, взрослыми, а также значение личностных факторов: уверенности в себе, самооценки ученика, уровня притязаний.
Исходя из этого, мотивация играет значительную роль в обеспечении учебной успешности, а также чрезвычайную значимость для продуктивности педагогической деятельности и педагогического общения адекватного познания педагогом учебной мотивации учащихся.
Целью нашего исследования явилось - изучение интеллектуального развития подростков с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и их характеристика взаимосвязи с конструктивностью мотивации.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ роли интеллектуальных и мотивационных компонентов в компенсации нарушений развития.
2. Охарактеризовать конструктивность мотивации (КМ).
3. Охарактеризовать познавательные способности (ПС) и сопоставить показатели КМ в группах с разной степенью ПС.
Объектом исследования является конструктивная мотивация и интеллектуальное развитие подростков с тяжелыми нарушениями речи.
Предметом исследования является взаимосвязь конструктивной мотивации и интеллектуального развития у подростков с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза: предполагается, что конструктивность мотивации (сочетание оптимальных мотивационных стратегий - достижения успеха в сфере отношений и достижений) будет связана с познавательными способностями,
Методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Психодиагностический метод.
3. Метод количественной и качественной обработки результатов (количественный анализ предполагал подсчет процентов)
Метод статистической обработки материала (предполагал проведение статистического анализа с использованием программы STATISTICA 6.1.).
База и организация исследования: Исследование проводилось на базе специальной коррекционной школы №11 5 вида г. Иркутска. В исследовании приняло участие 21 учащихся с тяжелыми нарушениями речи, 7-го класса в возрасте от 13 до 15 лет, из них 6 девочек и 15 мальчиков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при разработке психолого-педагогических рекомендаций для педагогов, работающих с данной категорией детей.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 30 источников, приложений.
Глава 1. Проблема психологических особенностей подростков с тяжелыми нарушениями речи: интеллектуальные и мотивационные компоненты