Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста

курсовая работа

1.1 Характеристика подросткового возраста

В настоящее время имеется несколько классификаций подросткового периода. Например, «Г. Гримм ограничивает его возрастом 12 - 15 лет у девочек и 13 - 16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12 - 17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11 - 15 годами» 8, с. 14.

Мы в своей работе будем придерживаться возрастной периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным 19, где акцент делается на появлении новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10, 11 - 15, 16 годами. И именно данная периодизация взята за основу в описании подросткового возраста ниже.

По Д.Б. Эльконину, подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка. В основе его исследования лежит подход, рассматривающий развитие личности, как процесс, движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающее перестройку сложившихся и зарождения новых потребностей. В процессе изучения Д.Б. Эльконин выяснил, что ведущей для подросткового возраста деятельностью является усвоение норм взаимоотношений, которые получает наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности.

Как отмечает Д.Б. Эльконин, «Самоизменение в подростковом возрасте возникает и начинает осознаваться сначала психологически, в результате развития учебной деятельности, - развития когнитивной сферы, и лишь подкрепляется физическими изменениями» 19, с. 89. Однако, именно психофизиологические изменения провоцируют изменения когнитивной сферы на базовом уровне, хоть и рассматриваются Д.Б. Элькониным вторично.

Д.Б. Элькониным отмечаются стабильно высокие показатели вариативности мальчиков и изменение коэффициента асцилляции у девочек (отчётливое возрастание коэффициента асцилляции к 14,5 годам и снижение к 15,5 годам). Было выявлено, что индивидуальные показатели вариативности мальчиков, значимо отличаясь друг от друга, в целом стабильны, показатели же девочек, обычно не отличающиеся друг от друга высоким показателем асцилляции, в 14,5 лет дают максимальные значения вариативности, возрастающие как в индивидуальных, так и в общих показателях. Такое скачкообразное проявление высокой вариативности у девочек выражается в период бурного пубертатного роста, характеризующегося нестабильностью интересов, эмоциональными всплесками, резкими перепадами настроения, моментом изменения, повышенной уязвимостью и возрастающим потенциалом личности девочек. Этот возрастной показатель у девочек (14,5 лет) совпадает с критическим переходом их из подросткового периода в юношеский (согласно периодизации Д.Б. Эльконина).

Согласно концепции Д.Б. Эльконина, подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности подросткового возраста проявляются в следующих симптомах:

- вновь возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы;

- детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять);

- подросток начинает вести дневник, в котором подросток «…находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения» 19, с. 92;

- сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

По Д.Б. Эльконину, новообразования возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит движение подростка от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста возникают новые возможности, но подросток еще не знает, что он собой представляет. В начале подросткового возраста в системе развивающего обучения учебная деятельность переходит на новый, более высокий уровень. Она становится деятельностью, направленной на самообразование и самосовершенствование учащихся.

Объективная взрослость проявляется в готовности подростка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:

- в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;

- в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка;

- в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);

- во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи («модные словечки»);

- субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому.

Основными показателями чувства взрослости служат:

- проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;

- желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;

- наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.

Делись добром ;)