Отношение к собственному телу мальчиков и девочек подросткового возраста

курсовая работа

2.2 Исследования в психологии

Данные различных авторов свидетельствуют, что у мальчиков более выражена неудовлетворенность собственным телом, чем у девочек. Например, «В работе Д. Майерса описано исследование возрастной динамики половых различий, самооценки, в целом, и самооценки собственного тела, в частности. Результаты исследования показывают, что в возрасте от 11 до 18 лет степень удовлетворенности своей внешностью у девочек ниже, чем у мальчиков» 2, с. 13. С. Бем подчеркивает, что «Мальчики, в целом, предрасположены отрицательно относиться к своему телу, а девочки - положительно» 4, с. 105.

Необходимо отметить, что изменение телесного канона (устоявшихся норм, традиций в отношении к телу) и постепенное видоизменение привычных гендерных стереотипов способствуют тому, что современные мальчики начинают тратить все больше времени на уход за телом, парфюмерию и т. д. Согласно данным, приведенным в работе И.С. Кона, «Беспокойство по поводу тела, которое изначально считалось исключительно женским, постепенно распространяется и на мальчиков. Особенно сильно это выражено у гомосексуалов, а также у моделей и спортсменов. На сегодняшний день для большинства мальчиков забота о собственном телесном облике остается более значимой проблемой, чем для большинства современных девочек» 9, с. 632.

Таким образом, гендерный анализ различий в степени удовлетворенности собственным телом свидетельствует о наличии тенденции, согласно которой у мальчиков по сравнению с девочками более выражено негативное отношение к собственному телу.

Среди причин неудовлетворенности собственным телом выделяют сочетание личностных особенностей (конформность, низкая самооценка, низкая дифференциация физических параметров и индивидуальных качеств) и социальной ситуации развития, в которой человек сравнивает себя с определенным нормативным эталоном в отношении внешности. Большинство авторов едины во мнении, согласно которому именно культура каждого конкретного общества распространяет определенный эталон физической привлекательности. Неудовлетворенность своим обликом возникает у мальчиков и девочек в процессе сравнения собственных телесных данных с социальным образцом внешности в случае, если реальная внешность не совпадает с распространенным эталоном внешности.

В исследованиях выявлена четкая закономерность, согласно которой именно социальное сравнение негативно влияет на самоуважение, т. е. сравнение себя с другими людьми, которые по каким-либо характеристикам «лучше» (в особенности, если эти характеристики касаются фигуры), способствует понижению самоуважения. Данные факты свойственны как девочкам, так и мальчикам, но девочки в этом плане более уязвимы. Причем несовпадение социального эталона физической привлекательности и индивидуальных физических параметров влечет неудовлетворенность собственным телом преимущественно у мальчиков и девочек, для которых характерна высокая степень зависимости от общественного мнения, низкая самооценка и отсутствие разнообразных источников самовыражения личности (например, хобби и др.).

Таким образом, исследователями установлено, что в основе неудовлетворенности собственным телом как у мальчиков, так и у девочек находятся социальные причины (социальное сравнение себя с определенными людьми, представляющими своеобразный эталон физической привлекательности), которые сочетаются с определенными индивидуальными особенностями:

- конформность;

- неуверенность;

- концентрация на внешности как на единственном ресурсе развития личности.

В контексте положений о социализации (процессе усвоения социального опыта) телесность и, в частности, эталоны физической привлекательности можно рассматривать как один из результатов трансляции сложившихся культурных норм.

В русле положений гендерной социализации (процессе усвоения культурной системы гендера общества, в котором живет индивид) эталон физической привлекательности является выразителем гендерных характеристик личности, которые закрепляют один из сложившихся стереотипов маскулинности/фемининности: полярность мужских и женских личностных характеристик.

«Гендерно-поляризующие представления выражаются в сознательном противопоставлении девочек мальчикам посредством закрепления в культуре противоположных канонов относительно мужской и женской привлекательности, а именно:

- молодость для женщины и взрослый возраст для мужчины;

- миниатюрное, хрупкое женское тело и мускулистое внушительных объемов мужское тело;

- обязательность макияжа, окрашивания волос для женщины и нежелательность макияжа и окрашивания волос для мужчин;

- длинные волосы у женщин и короткие стрижки у мужчин;

- белозубая широкая улыбка на лице женщины, радостное выражение - и строгое, серьезное выражение лица, скрывающее улыбку, для мужчины» 29.

Необходимо признать, что ослабление поляризации между социальным пониманием фемининности / маскулинности способствовало как увеличению роли внешности в жизни людей вне зависимости от половой принадлежности, так и нивелированию норм, которые в прежние времена дифференцировали мужчин и женщин по внешнему признаку (например, короткие стрижки приемлемы на данный момент для представителей обоих полов). Сложные идеологические процессы, связанные с кризисом советской модели маскулинности, предоставляют современным российским мальчикам право публично демонстрировать свое тело посредством более открытой одежды и признавать значимую роль внешности в повседневной жизни. По сравнению с 18 - 19 вв. значительно изменились и каноны в отношении внешности девочек. Однако, многие различия в отношении внешности мальчиков и девочек доминируют и в наши дни так же, как и в прошлые века (например, предпочтение для девочек юбок и платья, для мужчин - брюк). В результате современные эталоны физической привлекательности, возникшие в конце 20 в., можно интерпретировать в качестве одной из основных и доступных областей для поддержания традиционной дихотомии фемининности / маскулинности, т. к. до сих пор сохраняются основные полярные требования к внешности мальчиков и девочек.

Согласно гендерным стереотипам западноевропейского общества, преимущественно для девочки физическая привлекательность преподносится как основной ресурс социального взаимодействия, в то же время мальчику предоставляют альтернативные по отношению к внешности варианты самореализации (успехи в учебе, развитие умственных способностей, занятия спортом). Именно поэтому соответствие определенным нормативным эталонам красоты для девочки более значимо, чем для мальчика.

Итак, социализация тела объясняет смысл различий эталонов красоты, дифференцированных по половому признаку, и позволяет установить связь между социальными нормами, предъявляемыми к внешности, и традиционной системой гендерных стереотипов.

Вывод по главе 2.

Важный гендерно-специфический компонент самосознания - отношение к собственному телу. Разница между девочками и мальчиками в этом вопросе очень велика, но не столько в степени, сколько в объектах озабоченности. Хотя ослабление гендерной поляризации сказывается и на этой сфере, основные предметы озабоченности и стратегии ее преодоления остаются гендерно-специфическими. Это имеет важное прикладное значение для возрастной психологии.

Исследования в физиологии показывают, что преимущественно для девочки физическая привлекательность преподносится как основной ресурс социального взаимодействия, в то же время мальчику предоставляют альтернативные по отношению к внешности варианты самореализации (успехи в учебе, развитие умственных способностей, занятия спортом). Именно поэтому соответствие определенным нормативным эталонам красоты для девочки более значимо, чем для мальчика.

Если девочки боятся, прежде всего, избыточного веса, то у мальчиков эта забота является частной. Девочек и мальчиков заботят разные вещи: девочки хотят, прежде всего, уменьшить жировые отложения и больше уповают на диеты, тогда как мальчики хотят превратить жир в мускулы.

Высокорослые мальчики во всех культурах воспринимаются девочками как более привлекательные.

Исследования в психологии свидетельствуют, что у мальчиков более выражена неудовлетворенность собственным телом, чем у девочек.

Исследователями установлено, что в основе неудовлетворенности собственным телом как у мальчиков, так и у девочек находятся социальные причины (социальное сравнение себя с определенными людьми, представляющими своеобразный эталон физической привлекательности), которые сочетаются с определенными индивидуальными психическими особенностями:

- конформность;

- неуверенность;

- концентрация на внешности как на единственном ресурсе развития личности.

Делись добром ;)