Оценка эффективности различных методов коррекции функциональных состояний

курсовая работа

2.2. Методы и организация исследования.

Методы, применяемые в данном исследовании:

- Метод анализа научно-методической литературы,

- Метод психологического тестирования

- Метод самооценки (эмоциональности),

- Констатирующий эксперимент,

- Метод математической статистики

- Обобщающие методы - методы формальной логики

Метод анализа научно-методической литературы применялся для определения основных, уже известных научных положений в области психологии и психофизиологии.

Психологическое тестирование заключалось в применении методики САН (самочувствие, активность, настроение) и методики определения коэффициента самочувствия по К. Изард.

Описание методики САН.

Каждому испытуемому предлагалось заполнить бланк методики (приведен в Приложениях).

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.

Обработка данных. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса - в 7 баллов. Полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19,20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном.

Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Описание методики «Дифференциальная шкала эмоций» (Изард К., 1980).

Каждому испытуемому выдавался бланк для ответов (приводится в Приложении 1) и инструкция: Оцените, пожалуйста, в 4-бальной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает Ваше самочувствие в данный момент:«1»- совсем не подходит,«2»- пожалуй верно,«3»- верно,«4»- совершенно верно.

Коэффициент самочувствия определялся по следующей формуле:

С1+С2+С3+С9+С10

Кс=------------------------------,

С4+С5+С6+С7+С8

Где в числителе суммируются показатели положительных эмоций, а в знаменателе- отрицательных. Если коэфициент > 1, то самочуствие относят к гипертимному типу, если <1- то к дистимному.

Педагогический эксперимент носил констатирующий и одновременно сравнительный характер и заключался в выявлении динамики функционального состояния человека при применении различных психорегулирующих методик.

Применялось две методики:

- Методика аутогенной тренировки.

- Методика гетерогенной тренировки.

Аутогенная тренировка (греч. autogenes, от autos -- сам и gennao -- рождаю), психотерапевтический метод лечения, сочетающий элементы самовнушения и саморегуляции нарушенных функций внутренних органов, моторлки (движений), психики тренировкой этих функций. Предложен немецким учёным И. Шульцем (опубл. в 1956); получил распространение также во Франции, США («метод прогрессивной релаксации»); в СССР модифицирован М. С. Лебединским и др. (1963). Заключается в обучении интенсивным сосредоточением внимания вызывать у себя чувство тепла в организме, расслабления конечностей, чувства спокойствия, уверенности и др. (Алехина И.В., 1999) Методика аутогенной тренировки приводится в Приложениях.

При гетерогенной тренировке формулы внушения были такими же, но произносились они не самими испытуемыми, а преподавателем.

Методы математической статистики использовались для объективного и качественного анализа полученных характеристик исследования: рассчитывались следующие статистические показатели коэффициент ранговой корреляции Спирмена (r) средняя арифметическая (М), среднее квадратическое отклонение дисперсия (), ошибка средней (m), достоверность различий по критерию Стъюдента (t).

Вычисления производились автоматизированно на ПК при помощи соответствующих программ статистического анализа и на основании полученных коэффициентов корреляции и критерия Стьюдента и сопоставления их с табличными делался вывод о значимости различий на уровне вероятности равном от 5% до 1%. Для проверки значимости различий между результатами тестов в одной группе использовался t-критерий Стьюдента для связанных выборок, а при проверке результатов в разных группах t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

Организация исследования:

Исследование было организовано на базе СПбГТУ. В нем приняли участие 16 студентов мужского пола, возраста от 17 до 22 лет, к которым в разные дни применялись различные методики регуляции функционального состояния: аутогенная тренировка и гетеротренинг.

Перед занятием и после него определялись следующие параметры: коэффициент самочувствия по методике «Дифференциальная шкала эмоций» и показатели самочувствия, активности и настроения по методике САН.

Продолжительность занятий составляла 30 мин., они проводились в одно и то же время суток, различия составляли лишь содержание занятий.

Ход исследования:

На первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, подготоавливалась процедура констатирующего эксперимента и подбирались методики тестирования функционального состояния.

На экспериментальном этапе исследования проводился констатирующий эксперимент.

На следующем этапе исследования все результаты были обобщены, сформулированы выводы и разработаны практические рекомендации.

Делись добром ;)