Память как психический процесс

курсовая работа

1.1 Основные теоретические представления о феномене памяти в психологической науке

  • Память - классическая область психологического знания. Это процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
  • Проблемой памяти занимались многие выдающиеся зарубежные и отечественные психологи (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, П. Жане, З.М. Истомина, О.С. Лебедева, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.)
  • В своей работе "Память и мышление" П.П. Блонский проанализировал различные определения памяти в историческом контексте.
  • По определению Аристотеля: память есть обладание образом, как подобием того, чего он образ. Внешние тела, действуя на органы чувств, вызывают психические изменения, которые могут не исчезнуть, даже когда уже нет налицо вызвавших эти изменения тел. Остается как бы отпечаток, как бы картина.
  • По определению Т.М. Гобсса "представление есть ослабевающая двигательная реакция в нервно-сенсорном аппарате на внешний толчок, а память - сознание этой реакции, своего рода шестое чувство".
  • По определению А.Бэна память - "умственная способность запечатления или удержания в уме", которая имеет "две степени: устойчивость или сохранение психического возбуждения после исчезновения вызвавшей его причины; собственная, высшая стадия памяти состоит в воспроизведении, в форме идеи, прошлых, теперь уже исчезнувших впечатлений посредством одних лишь умственных факторов"
  • Согласно А.Р. Лурия, память - это "запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли. Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими относится к разделу памяти".

    Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л.С. Выготскому. Он впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками А.Н. Леонтьевым и Л.В. Занковым показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, а также проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания.

    Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.

    Таким образом, проанализировав учебно-методическую и психолого-педагогическую литературу, можно прийти к выводу, что феномен памяти в психологии, безусловно, явление уникальное. Это тот познавательный процесс, в отношении которого среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже не один десяток лет. Современная психология продолжает изучение феномена памяти, выдвигая новые теории, стимулируются новые экспериментальные исследования, происходит накопление и обогащение фактологической базы, создаются новые теории и модели памяти.

    Процесс памяти сам по себе является феноменом, однако есть люди, у которых даже этот феномен необычный. Одни из таких людей могут запоминать большое количество информации, другие могут запоминать её очень быстро. Кто-то хорошо запоминает цифры, а кому-то намного лучше даются тексты.

    В ходе нашей истории было множество лиц, которые обладали памятью подобного рода: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Моцарт и многие другие.

    Однако есть феномены и другого рода. Практически у каждого человека на протяжении всей его жизни проявляются, такие феномены памяти.

    Слово "дежавю" в последнее время стало очень модным. Между этим в психиатрии так называют одно из расстройств памяти, по другому "ложное узнавание".

    Противоположное "ложному узнаванию" расстройство называется "жамэвю" (то есть "никогда не виденное"). Так называют резко наступающее ощущение того, что очень хорошо знакомое место или человек совсем тебе не знакомые. Все знания о них быстро и полностью стираются из памяти. Исследования показывают, что ощущение "дежавю" хотя бы один раз в жизни испытывали до 97% человек. "Жамэвю" встречается намного реже.

    Феномен "дежавю" очень мало изученное современной наукой. Явление дежавю относится к проявлениям ложной памяти - в работе мозга, происходит сбой, он начинает принимать неизвестное за известное.

    Существует феномен "детектора ошибок", открытый в Институте мозга еще в 1968 году. Возникает он в виде реакции мозга на отклонение деятельности человека от какого-либо плана.

    Например, уходя из дома, человек проверяет, выключил ли он газ. Достаточно сделать это всего один раз, как в мозгу формируется некая контролирующая программа. В результате чего спешащий куда-либо человек, уже на улице начинает чувствовать дискомфорт. Его беспокойство усиливается до того, пока он не вернется домой и не обнаруживает, что забыл выключить газ.

    Оказывается, мозг сам, независимо от человека, проверяет, все ли его хозяин сделал правильно или нет. Если нет, он доступными способами пытается сообщить об ошибке.

    Существует, очень много гипотез относительно феномена памяти.

    "Феномен мышечной памяти. Если человек начал тренировать мышцы после длительного перерыва, то ему намного проще набрать предыдущие результаты размера мышц, чем достигать этих высот с нуля.

    Еще есть интересный феномен, если осветить лучом лазера какие-либо 2 предмета, например апельсин и стол, и записать их интерференционный образ на пленку. Если направить свет от лазерного луча на стул и направить отраженный от стула свет на эту пленку на ней проявиться трехмерный образ яблока. То есть один образ, может приводить к появлению второго образа. Наверно у каждого случалось в жизни такая ситуация, когда какой-то образ вызывал в памяти далекие воспоминания, казавшиеся давно забытыми, например какая-то мелодия или запах.

    При голографическом распознавании образов, образ предмета особым способом записывается на пленку (тут технические подробности не так важны), далее свет отраженный от другого, но похожего предмета пропускается через эту пленку, и на пленке появляется яркое световое пятно, причем чем больше эти два предмета похожи друг на друга, тем ярче и больше получается пятно, если же предметы не похожи друг на друга, то пятно не появляется. То есть, используя голографические принципы, становится возможным решить очень сложную для большинства компьютеров и чрезвычайно простую для людей задачу по распознавания образов. Это объясняет, почему люди намного лучше справляются с подобными задачами, чем компьютеры.

    Голографическая теория позволяет объяснить феномены фотографической памяти, так как если мозг действует как голограмма, то он сохраняет в себе все, что когда-либо видел и слышал с голографической точностью. Некоторые люди умеют извлекать из своей памяти эти колоссальные объемы информации. Так человек, обладающий фотографической памятью, может представить себе страницы из любой книги, которую он когда-либо видел в жизни в течение всего нескольких секунд, с такой ясностью, что сможет прочесть текст, напечатанный на странице.

    Таким образом, все люди обладают этой способностью и возможно в будущем будут найдены специальные методики, позволяющие растормошить голографическую память в каждом человеке.

    Делись добром ;)