Память как психический процесс

курсовая работа

1.3 Возрастные особенности памяти у детей младшего дошкольного возраста

На разных ступенях дошкольного детства память детей имеет свои особенности. Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) не умеют целенаправленно запоминать и припоминать, так как у них еще отсутствуют виды памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание. В этом возрасте и запоминание, и припоминание осуществляется ребенком непреднамеренно в процессе выполнения им практической или игровой деятельности. Причем припоминание проявляется преимущественно в форме узнавания или ранее воспринимавшегося, или сходного с тем, что уже знакомо. Воспроизведение определенного, заданного материала в отсутствие предметной ситуации, способствующей этому, осуществляется в очень узких пределах. По данным ряда авторов (А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина, Н.А. Корниенко, П.И. Зинченко), дети этого возраста могут воспроизвести в среднем не более 4-х предметов или их изображений из 10-15-ти предъявленных им и не более 2-х слов.

Связный текст - стихи, потешки, сказки - маленькие дети запоминают с большей легкостью. По мнению Р.И. Жуковской этому способствует целый ряд условий, облегчающих запоминание: большое количество повторений; эмоциональная насыщенность текста; звучность и чёткий ритм стихотворного текста; сочетание речевых ритмов с ритмом движения всего тела.

Преобладающими видами памяти у детей младшего дошкольного возраста являются - двигательная и наглядно-образная.

Двигательная память появляется уже в младенчестве, когда ребенок только начинает хватать руками предметы, учится ползать и ходить. В раннем возрасте ребенок уже учится бегать, прыгать, купаться, одеваться. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится намного сложнее.

Очень богата детская память образами отдельных конкретных предметов, когда-то воспринятых ребенком: вкус какого-то напитка и пирожного, запах апельсинов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка у кошки и т. п. Это и есть образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память делят на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную.

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский полагал, что в дошкольном возрасте память становится ведущей психической функцией

А.Н. Леонтьев и П.И. Зинченко установили, что мнемическая деятельность начинает формироваться именно в дошкольном возрасте, которая имеет свои цели, приемы и способы. Появляется произвольная память. На протяжении дошкольного возраста ребенок учится регулировать этим процессом, ставить перед собой цель что-либо запомнить или припомнить. У него образовываются специальные мнемические действия.

З.М. Истомина изучала процесс выделения и осознания ребенком мнемической цели. Переход к сознательно управляемым мнемическим действиям - сложный процесс, включающий ряд этапов. Вначале ребенок выделяет и осознает мнемическую цель, задачей которой является запомнить или припомнить, а затем он начинает использовать равносильной этой цели действия и операции. В самом начале мнемическая цель предлагается перед ребенком взрослым и формулируется словесно. Но постепенно при помощи взрослого, ставящего соответствующие задачи, у самого ребенка появляется намерение что-то запомнить для припоминания в будущем, т.е. ребенок учится самостоятельно ставить перед собой мнемическую цель. Было установлено, что "ребенок осознает и выделяет мнемические цели лишь тогда, когда он сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания". При этом одного этого условия недостаточно. Выделение и осознание мнемической цели ребенком зависит еще от мотива, желания ребенка к деятельности (передать поручение, усвоить знание и т.д.). Автор указывает, что "мотив сообщает смысл цели и тем действиям, которые затем последуют".

Эффективность запоминания зависит от характера деятельности, выполняемой дошкольником. Полученные З.М.Истоминой данные показывают, что наиболее подходящим условием для проявления у ребенка намерения запомнить и припомнить что-либо является выполнение практического поручения взрослого в ходе совместной с ним деятельности. Также З.М. Истоминой было выявлено, что припоминание приобретает произвольный характер раньше, чем запоминание. Это происходит потому, что именно при воспроизведении ребенок сталкивается с необходимостью сделать что-то для того, чтобы припомнить требуемое. Это и вызывает поиски способов припоминания. Непреднамеренное и непроизвольное запоминание является преобладающей формой запоминания на протяжении всего дошкольного возраста. Это выражается, когда дошкольники, как правило, запоминают ситуацию, слова, предметы и отношения, происходящие с ними в ходе какой-либо деятельности (практической, игровой, учебной) и в зависимости от заинтересованности, которую они проявляют при её выполнении.

А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин определили, что сходные обстоятельства могут быть воспроизведены и в игровой ситуации. При невозможности ребенка участвовать в практической деятельности взрослого соответствующие игры создают условия для успешного развития у него произвольных форм памяти.

Продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания у младших дошкольников исследовалось П.И. Зинченко. Он обнаружил, что продуктивность обеих форм запоминания с возрастом повышается, но продуктивность непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте превышает продуктивность произвольного запоминания.

Общее увеличение продуктивности запоминания на протяжении дошкольного детства отмечалось в исследованиях А.Н. Леонтьева, Н.А. Корниенко.

Повышение эффективности памяти в дошкольном возрасте способствует развитие содержания деятельности, производимой ребёнком в отношении запоминаемых объектов, а также формирование и развитие самих средств запоминания. Материалы исследований Л.В. Занкова и Д.М. Маянц показывают, что дошкольники при запоминании начинают прибегать к простейшим формам обобщения, относить запоминаемые ими объекты к определённой категории. В работах Т. В. Ендовицкой и Н.А. Корниенко также указывается на наличие у дошкольников обобщений запоминаемого материала, объединения его в смысловые группы.

Исследования, проведенные Н.А. Корниенко и А.Н. Леонтьевым, показали, что эффективность запоминания у детей дошкольного возраста зависит от степени осмысленности, понятности для ребенка запоминаемого материала.

В дошкольном возрасте речевая опосредованность играет большую роль в понимании материала детьми. Влияние речевой опосредованности при установлении смысловых связей на благополучное запоминание у детей дошкольного возраста было прослежено Т.В. Ендовицкой.

Участие речи в принятии смысловых связей внутри запоминаемого материала является одним из центральных факторов развития памяти дошкольников. Замещение наглядно-образных связей связями речевыми знаменует собой переход к внутренне опосредствованному запоминанию, что делает возможным развития у детей словесно-логической памяти. Как показывают данные исследования Н.А. Корниенко, на протяжении дошкольного детства темп развития запоминания словесного материала превышает темп развития запоминания наглядного материала.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование и воспитание дошкольников происходит в процессе деятельности. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкретные цели. Поэтому содержание запоминаемого и припоминаемого определяется тем, что ребёнку непосредственно нужно и интересно. Запоминание, носящие характер заучивания, осуществляется ребенком с большим трудом и то лишь в конце дошкольного периода.

Память дошкольника носит по преимуществу непреднамеренный характер. Ее эффективность зависит от активности ребенка, вызываемой и поддерживаемой непосредственными целями и мотивами деятельности и отношения, которая создается у ребенка к воспринимаемому. Многие специальные детские занятия - дидактические игры, рисование, конструирование, занятия по развитию речи и другие - создают благоприятные условия для развития преднамеренного и осмысленного запоминания и воспроизведения.

В специально организованной детской деятельности, когда перед ребенком ставится задача, в которой он должен достичь определенного результата, у него возникает необходимость выделить из окружающей обстановки и запомнить те или иные объекты и отношения между ними. Это служит основой для вычленения и постановки собственно мнемической цели. Вначале эта цель обычно ставится перед ребёнком взрослым, который указывает, что и для чего нужно выделить и запомнить, подсказывает ребёнку способы запоминания и подкрепляет (одобрением или порицанием) полученный результат. Затем ребенок - опять при помощи взрослого - сам научается выделять и словесно формулировать мнемическую цель. На разных этапах дошкольного возраста речь взрослых и самого ребёнка является важным условием развития у него осмысленной и преднамеренной памяти. Большую роль в формировании памяти ребёнка - дошкольника играет правильная организация воспитательного процесса вообще и организация детской деятельности в частности. От того, как организована деятельность ребёнка (постановка перед ним специальной цели запомнить или припомнить нужный материал, увязывание задачи на запоминание с общими мотивами его деятельности, формирования у ребенка способов запоминания и т.д.), во многом зависит и эффективность развития его памяти.

Организация благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных видов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте память имеет непроизвольный характер. Ребенок еще не имеет целенаправленной установки на запоминание или припоминание, а также не владеет специальными приемами, необходимыми для осуществления данных видов. Только грамотное руководство и поддержка со стороны взрослого, умение заинтересовать ребенка определенной деятельностью может служить залогом положительного психологического воздействия на развитие памяти младшего дошкольника.

Делись добром ;)