Память как психический процесс
2.2 Результаты исследования памяти младших дошкольников
Среди испытуемых детей нами была проведена методика "Узнай фигуры", результаты проведения представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты проведения методики "Узнай фигуры"
№ п/п |
Пол |
Возраст |
Количество набранных баллов |
Уровень развития памяти |
|
1 |
Муж |
3 |
3 |
Низкий |
|
2 |
Муж |
4 |
6 |
Средний |
|
3 |
Жен |
4 |
4 |
Средний |
|
4 |
Муж |
4 |
8 |
Высокий |
|
5 |
Жен |
3 |
6 |
Средний |
|
6 |
Муж |
3 |
5 |
Средний |
|
7 |
Жен |
4 |
8 |
Высокий |
|
8 |
Муж |
3 |
7 |
Средний |
|
9 |
Муж |
3 |
4 |
Средний |
|
10 |
Жен |
4 |
5 |
Средний |
|
11 |
Жен |
4 |
5 |
Средний |
|
12 |
Муж |
3 |
7 |
Средний |
|
13 |
Муж |
4 |
9 |
Высокий |
|
14 |
Жен |
3 |
5 |
Средний |
|
15 |
Жен |
4 |
6 |
Средний |
Оценка результатов
10 баллов -- ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.
8-9 баллов -- ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
6-7 баллов -- ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
4-5 баллов -- ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
2-3 балла -- ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
0-1 балл -- ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов -- очень высокий. 8-9 баллов -- высокий. 4-7 баллов -- средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл -- очень низкий. |
Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1 (см. приложение 3)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень развития узнавания у детей находится на среднем уровне. Из 15 испытуемых: на 10 баллов задание не выполнил ни один ребенок, т.е. "очень высокий" уровень развития в группе отсутствует. Высокий уровень развития узнавания показали только 3 ребенка, которые набрали от 8 до 9 баллов, эти дети справились с заданием полностью за время 45-50 секунд. Средний уровень развития узнавания показала большая часть группы, а именно 11 детей , они набрали от 4 до 7 баллов, и справились со всеми заданиями за 50-70 секунд. Низкий уровень развития узнавания показал только 1 ребенок, он справился со всеми заданиями, но ему понадобилось на это чуть больше времени, чем остальным детям, а именно 76 секунд (т.е. диапазон 70-80 секунд). "Очень низкий" уровень развития узнавания не был выявлен в группе.
Далее нами была проведена методика "Запомни рисунки" в этой же группе испытуемых, результаты проведения представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты проведения методики "Запомни рисунки"
№ п/п |
Пол |
Возраст |
Количество набранных баллов |
Уровень развития |
|
1 |
Муж |
3 |
3 |
Низкий |
|
2 |
Муж |
4 |
6 |
Средний |
|
3 |
Жен |
4 |
4 |
Средний |
|
4 |
Муж |
4 |
8 |
Высокий |
|
5 |
Жен |
3 |
6 |
Средний |
|
6 |
Муж |
3 |
5 |
Средний |
|
7 |
Жен |
4 |
8 |
Высокий |
|
8 |
Муж |
3 |
8 |
Высокий |
|
9 |
Муж |
3 |
4 |
Средний |
|
10 |
Жен |
4 |
5 |
Средний |
|
11 |
Жен |
4 |
5 |
Средний |
|
12 |
Муж |
3 |
8 |
Высокий |
|
13 |
Муж |
4 |
9 |
Высокий |
|
14 |
Жен |
3 |
5 |
Средний |
|
15 |
Жен |
4 |
6 |
Средний |
Оценка результатов
10 баллов -- ребенок узнал на картинке Б все девять изображений, показанных ему на картинке А, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов -- ребенок узнал -на картинке Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов -- ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов -- ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла -- ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл -- ребенок не узнал на картинке Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития
10 баллов -- очень высокий.
8-9 баллов -- высокий.
4-7 баллов -- средний.
2-3 балла -- низкий.
0-1 балл -- очень низкий.
Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 2. (см. приложение 4).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень объема кратковременной зрительной памяти у детей находится также на среднем уровне. Из 15 испытуемых: "очень высокий" уровень развития объема кратковременной зрительной памяти в группе отсутствует, т.к. ни один ребенок не набрал 10 баллов за выполнение задания. Высокий уровень развития объема кратковременной зрительной памяти показали 5 детей, эти дети набрали от 8 до 9 баллов, т.к. они справились с заданием полностью за время 45-50 секунд. Средний уровень развития объема кратковременной зрительной памяти также показала большая часть группы, а именно 9 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и справились со всеми заданиями за 55-75 секунд. Низкий уровень развития объема кратковременной зрительной памяти показал 1 ребено, он справился с заданием полностью, он получил от 4 до 7 баллов, т.к. на выполнение задания им понадобилось 75-85 секунд. "Очень низкий" уровень развития объема кратковременной зрительной памяти не был выявлен в группе испытуемых.
В завершении исследования нами была проведена методика "Выучи слова" в этой же группе испытуемых, результаты проведения представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты проведения методики "Выучи слова"
№ п/п |
Пол |
Возраст |
Количество набранных баллов |
Уровень развития |
|
1 |
Муж |
3 |
4 |
Средний |
|
2 |
Муж |
4 |
3 |
Низкий |
|
3 |
Жен |
4 |
2 |
Низкий |
|
4 |
Муж |
4 |
5 |
Средний |
|
5 |
Жен |
3 |
3 |
Низкий |
|
6 |
Муж |
3 |
4 |
Средний |
|
7 |
Жен |
4 |
6 |
Средний |
|
8 |
Муж |
3 |
7 |
Средний |
|
9 |
Муж |
3 |
3 |
Низкий |
|
10 |
Жен |
4 |
3 |
Низкий |
|
11 |
Жен |
4 |
7 |
Средний |
|
12 |
Муж |
3 |
8 |
Низкий |
|
13 |
Муж |
4 |
8 |
Высокий |
|
14 |
Жен |
3 |
2 |
Низкий |
|
15 |
Жен |
4 |
3 |
Низкий |
Оценка результатов
10 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.
6-7 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.
4-5 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.
2-3 балла -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.
0-1 балл -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов -- очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов -- средний.
2-3 балла -- низкий.
0-1 балл -- очень низкий.
Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 3(см. приложение 5).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс заучивания у детей находится на низком уровне. Из 15 испытуемых: "очень высокий" уровень процесса заучивания в группе отсутствует, т.к. ни один ребенок не набрал 10 баллов за выполнение задания. Высокий уровень развития процесса заучивания показал лишь 1 ребенок, он набрал 8 баллов, т.к. он за шесть попыток правильно воспроизвел 10 слов. Средний уровень развития процесса заучивания показали 6 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и за шесть попыток правильно воспроизвели от 6 до 9 слов. Низкий уровень развития процесса заучивания показали 8 детей, за выполнение задания они получили по 2-3 балла, т.к. за шесть попыток правильно воспроизвели лишь 4-5 слов. "Очень низкий" уровень развития процесса заучивания не был выявлен в группе исследуемых детей.
Сводная таблица с результатами всех испытуемых детей, полученным в ходе проведения трех методик, представлены в приложении