logo
Память. Основные виды. Индивидуальные особенности

3. Основные виды памяти

Существуют различные классификации памяти, возникшие в разные периоды. Прежде всего, необходимо различать память наследственную (генетическую или видовую) и индивидуальную, т.е. приобретенную каждым индивидуумом в процессе его жизни.

Под генетической памятью подразумевают ту наследственность, которую получает каждый организм с рождением и которая передается генами. Вместе с тем наследственными признаками передается и закрепляется в потомстве некоторая программа поведения организма, которая находит свое выражение в определенном сочетании безусловных рефлексов, эмоций и различных форм стереотипного поведения. Таким образом, в процессе эволюции, обеспечивая приспособленность различных видов животных к условиям существования, у них закрепились инстинкты. В какой-то мере инстинкты сохранились и у человека. Однако инстинкты все больше уступают место рассудочной деятельности, и на смену им приходит индивидуальная память.

Индивидуальная память - это память, приобретенная организмом в течение всей его жизни. Большинство ученых признает, что развитие памяти начинается с момента рождения. Хотя, на мой взгляд, нельзя оставить без внимания утверждение Ллойда де Моза, опирающееся на многие исследования, о том, что человек помнит свою внутриутробную жизнь и процесс рождения. «Тысячи пациентов, переживая заново свое рождение, могли вспомнить его как титаническую, полную катаклизмов борьбу… и мы не можем считать эти образы «просто фантазиями», внушенными психотерапевтом, …многие важные подробности, рассказанные под гипнозом, могут быть интерпретированы только как истинные воспоминания». Ллойд Демоз. Психоистория.С-340

У новорожденных память начинает проявляться в форме узнавания окружающих предметов, сопутствующих процессу кормления. Уже на этом этапе можно видеть связь индивидуальной памяти с генетической. Затем наступает узнавание матери, близких лиц, игрушек. Постепенно развивается двигательная память, малыш начинает брать предметы, ползать, ходить. На определенном этапе возникает словесная память, основу которой составляют ассоциации названий предметов с их образом. По словам К.Д. Ушинского, память ребенка в первые 7-8 лет жизни усваивает столько, сколько усвоит за всю оставшуюся жизнь.

В качестве наиболее общего основания для выделения в памяти различных ее видов выступает зависимость ее характеристик от особенностей самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.

Все виды памяти можно условно разделить на три группы:

1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память;

2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;

3) как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

Двигательная (или моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.

Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях.

К.С. Станиславский писал об эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, - у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».

Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим условием его духовного развития.

Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

Образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.

Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия.

Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. Непроизвольная память - неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть уже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти» (К. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти - применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

Кратковременная и долговременная память. Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

Выделяют еще оперативную память, под которой понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.

В процессе развития человека относительная последовательность становления видов памяти выглядит примерно так:

Двигательная Непроизвольная Кратковременная

Эмоциональная Произвольная Оперативная

Образная Долговременная

Смысловая

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обобщаются, взаимодействуют между собой. Психология, учебник под. ред. И.В. Дубровиной. С. 128.