Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста

курсовая работа

1.1 Развитие эмпатии как способ коррекции агрессивного поведения у детей

Проблема детской агрессивности последние десятилетия вызывает значительную тревогу. Опыт психолого-педагогической работы показывает, что жалобы на проявления детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у педагогов и родителей.

Агрессивное поведение детей позволяет выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию - формирование эмпатии. Эмпатия понимается, как способность ребенка эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально вставать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Развитие эмпатии представляет собой важную часть формирования личности, воспитания культуры межличностных отношений Заостровцева М. Н., Перешеина Н. В. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения. - М.: Сфера, 2013.

Воспитателям свойственно оценивать поведение детей как агрессивное, они склонны навешивать ярлыки «агрессивности», а родителям свойственно менее объективное представление о своем ребенке, большинстве родителей оценивает своего ребенка как неагрессивного или умеренно агрессивного. Решением выхода из этой ситуации является работа в 3х направлениях: дети, педагоги, родители, где приоритетным направлением является целенаправленное эмоционально-нравственное воспитание личности ребенка, основы которой закладываются в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

При проявлении агрессивности любой ребенок нуждается в поддержке.

В существующей практике эмоционально-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях практически отсутствует целостная система создания педагогических условий по развитию навыков эмпатии и коррекции агрессивного поведения.

Проблема воспитания межличностных отношений составляет одно из основных задач педагогики и психологии. Люди часто страдают недостатком коммуникативной культуры, проявляется как в характере собственных поступков, так и в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей, неумении сопереживать. Чтобы выразить свои чувства и понять чувства другого, необходима развитая эмоциональная, чувственная сфера личности. Исследования показали, что уже в дошкольном детстве закладываются основы эмоциональной культуры личности.

Одним из важнейших компонентов эмоциональной восприимчивости детей является формирование эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояния.

Как справедливо отмечал Л. С. Выготский, только согласованное функционирование эмоциональной и интеллектуальной сферы в тесном единстве может обеспечить успешность любых форм деятельности личности, поскольку умственное развитие тесно связано с эмоциональной сферой ребенка, миром его чувств и переживаний. Подчеркивая значение эмоциональных факторов в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Жизненный путь личности - это история ее переживаний». Эмоциональный опыт современного ребенка может иметь как положительную, так и отрицательную окраску, что непосредственно влияет на ее сегодняшнюю жизнь и будущее. Современные научные исследования убедительно утверждают, что результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающей средой, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный эмоциональный опыт, наоборот, приводит к развитию недоверия к миру, отчуждения и нередко провоцирует проявления агрессии.

Современной педагогической наукой предлагаются различные средства развития эмпатии: специально организованные музыкальные занятия, слушание сказок и художественных произведений, ознакомление с природой, рисование. Все это способствует развитию у детей эстетических переживаний и чувства красоты.

Вопросы функционирования и генезиса эмоций является одной из важнейших психологических, философских и педагогических проблем. Именно в дошкольном возрасте бытия ребенка организуется таким образом, чтобы предотвратить проявления инертности, равнодушия, эмоциональной глухоты, чтобы активность ребенка проявлялась через развитие эмоциональной жизни.

Педагог должен создать все условия для обогащения эмоциональной сферы ребенка, предоставлять ему возможность проявлять свои чувства, поддерживать живой интерес полноценного личностного развития, как неисчерпаемого источника социальной и эмоциональной активности ребенка. Структуру эмоционального развития составляют аффективный, когнитивный и реактивный компоненты Буякас, Т. М. Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей (культурных символов) в индивидуальном сознании [текст] // Вопросы психологии. - 2011 - №5.

Аффективный компонент характеризуется как совокупность разномодальных индивидуальных переживаний ребенка: базовые эмоции, социальные переживания, чувства. Он включает знания об эмоциях, вербализацию эмоций, интенсификацию эмоций.

Когнитивный компонент определяется системой знаний и представлений ребенка об эмоциональной сфере ребенка: сущность эмоциональных явлений, причины и последствия возникновения эмоций, способы их выражения. Включает опыт переживаний интенсивность переживаний, модальность переживаний.

Реактивный компонент представлен способами непроизвольного эмоционального выражения эмоций и возможностью произвольной регуляции эмоций.

Социальный контекст данной структуры задается способами использования ребенком собственного эмоционального опыта в социальном взаимодействии, общими и индивидуальными формами ее социализации.

Согласно теории дифференцированных эмоций С. Томкинса эмоции рассматриваются как сложная мотивационная система, имеющая три уровня проявления: нейрофизиологический, экспрессивный (выразительное) и импрессивной (переживающий). Кроме того, теория дифференцированных эмоций выделяет десять фундаментальных эмоций, имеют специфику возникновения в онтогенезе: радость, гнев, страх, печаль, обида, стыд, вина, отвращение, удивление, интерес, презрение, зависть Томкинс С. С. Аффект, воображение, сознание. - М.: Психология, 2011. На их основе нами определен ряд эмоций, доступных для переживания, выражения, осознания и вербализации детьми дошкольного возраста. В контексте данной теории выделяют также два основных экспрессивных процессы: кодирования и декодирования эмоций как их выражения и опознавания. Согласно вышеуказанному нами определены направления диагностической, коррекционной и развивающей работы с детьми - идентификация и воспроизведения различных эмоциональных состояний.

Понятие «эмоциональное кодирование» имеет широкое значение и определяет выражение эмоции как самопроизвольного спонтанного реагирования, так и произвольного трансформированного (измененного) воспроизведение. Способность трансформировать экспрессивное выражение тех или иных эмоций в контексте социализации и есть специфическая функция эмоциональной регуляции как одного из базовых факторов эмоционального развития ребенка. В процессе онтогенетического развития происходит постепенный переход от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций. Ребенок учится подчинять эмоциональное поведение: овладевает способностью тормозить и успокаивать эмоциональные проявления согласно требованиям окружающей среды. Непроизвольное эмоциональное реагирование в процессе социализации трансформируется в новую форму - форму произвольного выражения эмоций. Необходимым условием такого перехода выступает развитие эмоциональной регуляции с функцией контроля за выражением эмоций. На основе результатов исследований были выделены следующие индивидуальные механизмы понимания (декодирования) эмоций:

кинестетического подражания выражению лица партнера;

интерпретация ситуации;

ассоциация с известными переживаниями;

угадывания, исключение;

эмпатийная реакция.

Делись добром ;)