Период новорожденности: характеристика социальной ситуации развития, специфика психофизиологического развития, новообразования, значение для дальнейшего психического развития

курсовая работа

1.1 Концепции конвергенции двух факторов детского развития

Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития - наследственная одаренность или окружающая среда - привел к теории конвергенции этих двух факторов. Основоположник ее - В. Штерн. Он считал, что психическое развитие - это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это - результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.

За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребенка, чаще всего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределенности развития. Но даже и в этом случае, когда исследователи подчеркивают примат среды над наследственным фактором, им не удается преодолеть диалогизаторский подход к развитию, если среда рассматривается ими по такому же принципу, как среда животных, как среда обитания, и весь процесс развития трактуется как процесс приспособления, адаптации к новым условиям жизни.

В. Штерн, как и другие его современники, был сторонником концепции рекапитуляции. Часто упоминаются его слова о том, что ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего.

Споры о том, что определяет детское развитие, какой из двух факторов имеет решающее значение, не прекратились до сих пор; только теперь они перенесены в экспериментальную сферу.

Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды. Это самая распространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравому смыслу: «яблоко от яблони недалеко падает» и « с кем поведешься, от того наберешься». До сих пор психологи продолжают взвешивать два этих фактора. Так, английский психолог Г. Айзенк считал, что интеллект определяется на 80% влиянием наследственности и на 20% влиянием среды. Все современные теории отличаются друг от друга только тем, как они трактуют взаимодействие среды и наследственности, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития.

За рамки концепции двух факторов не удалось выйти даже такому выдающемуся ученому, как З. Фрейд. Не будучи детским психологом в общепринятом смысле, он разработал метод анализа психических явлений, который с неизбежностью привел его к пониманию значения бессознательных переживаний детства в жизни взрослой личности. Метод психоанализа позволил З. Фрейд создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.

По З. Фрейду, всякий человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Они первичны и обнаруживают себя с первого дня жизни. Эта внутренняя психическая инстанция - «Оно» - существует уже на начальной, оральной, стадии развития. Оральная стадия развития характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальная фрустрация, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Ранняя фаза стадии характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по З. Фрейду, - это тип сексуальных проявлений ребенка.

Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты «Оно»: ребенок иногда сосет в отсутствие пищи и даже сосет свой большой палец. Этот тип наслаждения совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни ребенок еще не отделяет сои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка - это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором не осознает существования других объектов в мире. Глобальное базисное нарциссическое состояние - это сон, когда младенец ощущает тепло и не имеет никакого интереса к внешнему миру.

Внутриутробное существование человека, по З. Фрейду, относительно укорочено; на свет он появляется менее подготовленным, чем детеныши животных. Тем самым усиливается влияние реального внешнего мира, развивается дифференциация «Я» и «Оно», повышаются опасности со стороны внешнего мира и чрезмерно возрастает значение объекта, который один может защитить от этих опасностей и как бы возместить потерянную внутриутробную жизнь. И этот объект - мать. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при наилучшем уходе неизбежны ограничения. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия или неудовольствия, связанных с действиями другого человека.

На оральной стадии фиксации либидо у человека формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов.

В понимании отношений «ребенок-взрослый», «ребенок-общество» З. Фрейд наметил основные ориентиры. Общество - источник всевозможных травм (рождения отнятия от груди и т. п.). На этой основе возникла теория развития как теория детских травм. По З. Фрейду, отношения «ребенок-взрослый», «ребенок-общество» - с самого начала антагонистические. Отсюда и возникает проблема включения ребенка в общество - проблеме социализации личности.

Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что, наряду, с классическим обуславливанием и оперантным научением, существует также научение путем имитации, подражания.

Р. Сирс предложил принцип дидактического анализа развития личности. Поскольку действия каждого человека всегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности первоначально формируются в так называемых «диадических ситуациях». Диадические отношения - это отношения ребенка и матери, отца и сына и т. п. По мнению Сирса, нет строго фиксированных и неизменных черт личности. Соответствующее поведение всегда зависит от личностных свойств другого члена диады.

Дж. Уайтинг изучив в разных культурах способы ухода за младенцами (способы кормления, ухода, укладывания спать), пришел к выводу о детерминирующем влиянии этих аспектов жизни ребенка на его восприятие мира.[3]

1.2 Внутренние причины развития ребенка

Т. Шнейрла развил концепцию двухфазных механизмов адаптивного поведения, согласно которой на каждом уровне организации имеются реакции приближения к стимулу и удаления от него. Механизм, обеспечивающий приближение, способствует добыванию пищи, убежища; механизм, обеспечивающий удаление, помогает регуляции защиты, бегства и др. Это простейшие реакции мотивированного поведения животного. Их возникновение зависит от интенсивности стимула. Стимулы высокой интенсивности вызывают реакции удаления от источника стимуляции, а низкой интенсивности - приближения к стимулу.

Исследования по сенсорной депривации показываю, что постоянная афферентная стимуляция, поддерживающая метаболические процессы, существенные для всех видов деятельности - первичная потребность организма.

В соответствии с теорией двухфазных процессов Шнейрла объясняет развитие улыбки у новорожденного ребенка.

Анатомы установили существование двух антагонистических систем лицевой мускулатуры у млекопитающих: одна поднимает уголки губ, другая опускает их вниз. Поведенческие данные говорят о том. Что поднимающая система имеет более низкий порог возбуждения, чем опускающая. При помощи стимула низкой интенсивности можно получить «механическую улыбку», при более высокой интенсивности - различные гримасы, гораздо шире затрагивающие лицевую мускулатуру.

Ранняя реакция ребенка - это реакция-гримаса, физиологически вынужденная реакция на стимул высокой интенсивности; социальная улыбка возникает только после длительного развития. Хотя эту реакцию могут вызвать разнообразные стимулы (легкое поглаживание грудной клетки, слабые прикосновения поблизости от уголков губ, даже интероцептивные изменения после принятия пищи - «газовая улыбка»), все они обладают общим свойством - низкой интенсивностью. Этот процесс постепенно специализируется благодаря обусловливанию, где безусловным стимулом служит возбуждение лицевых нервов стимуляцией низкой интенсивности.

Улыбка, возбуждающаяся сначала тактильными стимулами, затем регулируется визуальными стимулами низкой интенсивности, когда зрительное восприятие достигает достаточного совершенства.

Визуальный эффект сначала очень генерализирован и распылен, но со временем он становится все более специфическим. Меняется и сама форма улыбки: от быстротечной гримасы первых трех месяцев, не четко отличающейся от общей «лицевой активности», до более четкого ее выражения. Далее возникает «социальная улыбка», обращенная к знакомым лицам. Но эта улыбка появляется в результате научения, в значительной степени зависящего от обстановки, в которой происходит развитие.

Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, биологическое, органическое, телесное или психическое, как происходит переход от органического к психическому? По мнению А. Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее. Для того, чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А. Валлон рассматривает четыре понятия: «эмоция», «моторика», «подражание», «социум».

Подобно либидо у З. Фрейда, эмоции у Валлона в генезисе психической жизни появляются раньше всего остального. Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание одного в другое». Так, крик новорожденного - первоначально физическая реакция. Под влиянием взрослых социальное как бы «перехватывает» физиологическое, чтобы оно стало психическим. То же самое можно сказать и об улыбке младенца. Будучи первоначально проявлением «вегетативного благополучия» ребенка, она связывает ребенка с его окружением, и, прежде всего, с матерью. Она соответствует потребностям, возникающим между ними, будучи их «непосредственным органом».

В концепции А. Валлона понятие «эмоция» тесно связано с понятием «движение». У маленького, еще не говорящего ребенка движения тела уже могут свидетельствовать о психической жизни. Среди разных форм или функций движения одна прямо касается выражения эмоций - это тоническая или постуральная функция. Другая функция движения - кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир. Благодаря ей осуществляются локомоции, схватывание, манипуляции. В отличие от кинетических реакций, тонус, который проявляется в позах, - это экспрессивное средство выражения собственных переживаний ребенка и его отношения к другим людям. Период чистой импульсивности, недифференцированности движений ребенка сменяется эмоциональной стадией, когда само движение есть экстрериоризированная эмоция. Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка. Связь эмоции сдвижением показывает, что психика рождается из органических реакций благодаря социальным запечатлениям.

А. Валлон подчеркивает, что социум абсолютно необходим для маленького ребенка, неспособного ничего сделать самостоятельно. Реакции ребенка постоянно должны быть дополнены, поняты, проинтерпретированы взрослым человеком. Поэтому, считает Валлон, человеческий ребенок есть существо социальное генетически, биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное уже включено в биологию как абсолютная необходимость.

Сравнительный анализ подтверждает, что все организмы рождаются с установленными на минимальном уровне видовыми функциональными структурами, которые позволяют им взаимодействовать со средой, чтобы ассимилировать опыт и стимуляцию. В противном случае они бы не могли развиваться. Организм активно все принимает и исследует свойства среды, благодаря этому возникает физиологическое и (или) психическое развитие. Очевидно, что физиологические структуры могут только ассимилировать те свойства среды, для которых они имеют физиологические органы. Подобным же образом психологические структуры могут только ассимилировать ту информацию и тот опыт, для которых они имеют соответствующую психическую систему. Таким образом, строение организма селективно определяет характер его взаимодействия и результат его опыта. Этот опыт в свою очередь закрепляется в функциональных структурах, которые были первоначальным источником взаимодействия.

Организация предшествующих стадий подразумевает, но не содержит в себе организацию последующих стадий. Так как организация на каждой стадии развития отличается от другой, то взаимодействие организма со средой меняется на протяжении жизни. Когда эти взаимодействия благоприятны для организма, его организация остается стабильной. Когда же обратная связь от этих взаимодействий нарушает организм, тогда возникают условия для выведения его из равновесия и возрастает возможность его функциональной и структурной реорганизации.

Среда - это сцена, или объект для действия и развития организма, а организм - это актер, или субъект на сцене. Следовательно, организм не просто реагирует на среду, он - оператор на своей сцене.

На примитивной стадии развития «сцена», или психологическая среда, - первый инициатор взаимодействия. Хотя функциональные структуры организма определяют форму его поведения, это все же сравнительно пассивная реакция на внешнюю стимуляцию.[3]

Таким образом, можно сделать вывод, что врожденные свойства организма и его созревание являются необходимым условием, но не движущей силой психического развития ребенка. Оно создает анатомо-физиологические предпосылки для формирования новых видов психической деятельности, но не определяет ни их содержания, ни их структуры. Признав важное значение для психического развития ребенка его общечеловеческих и индивидуальных органических способностей, а также ход их созревания в онтогенезе, необходимо подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, лишь необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики. Как справедливо указывал Л. С. Выготский, ни одно из специфических человеческих психических качеств, таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т. д., не могут возникнуть путем лишь вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Социальная среда является подлинным источником развития ребенка, поскольку в ней содержатся те материальные и духовные ценности, в которых воплощены способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития.

Делись добром ;)