Взаимосвязь ментальности личности и системы потребностей

курсовая работа

3.1 Ментальность - как процесс формирования личности

Для различных наук о человеке, кардинальным является вопрос о том, как происходит его личностное развитие, каковы источники и факторы этого развития.

Внутреннее «Я» человека - это огромный мир, складывающийся из многих компонентов. Но среди них ментальность необходимо выделить как важнейший фактор формирования субъективного мира личности. Ментальность как особая форма мыслительной деятельности, которой присуще осознание и отношение, определяет мировоззрение личности, ее отношение к миру и самому себе в этом мире. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М.: Наука, 1988. - 240с.

Ментальность включает в себя несколько составляющих. Это, прежде всего - когнитивная составляющая. Она представляет собой знания и опыт, накопленные личностью, способы и особенности получения информации из окружающего мира, селективность ее отбора. Когнитивная составляющая помогает выстроить человеку картину мира, исходя из сформировавшихся представлений о нем, а также определить свое место в этом мире.

Второй составляющей ментальности является самосознание личности. Именно в нем проявляется самооценка личности, нахождение им своего места в социуме, окружающем мире, самоидентификация человека. Самосознание нельзя рассматривать вне контекста общества, в котором существует личность. Конкретная социальная среда обусловливает идентификацию личности с ней и менталитет приобретает, например, национальную, профессиональную или какую-либо другую окраску.

Эмоционально-волевой. В ней заключены особенности эмоциональных реакций на явления окружающего мира, степень их проявления, а также стереотипы отношения.

Все эти составляющие тесно взаимосвязаны с четвертой составляющей менталитета - ценностной. Система ценностей, усваиваемая личностью в процессе становления, а также вырабатываемая самостоятельно под влиянием среды жизнедеятельности, определяет оценивание личностью того, что происходит вокруг нее, и выстраивается отношение к этому.

Таким образом, составляющие менталитета в своей совокупности позволяют личности выстраивать свое поведение в обществе именно благодаря типичным реакциям и стереотипам, которые усваиваются индивидом по мере врастания в социум. Так он может успешно действовать в обществе, выстраивать свой имидж.

Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее. Встает вопрос,: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?

Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер. В этом смысле характеристика понятий человек и личность дополняется понятием индивидуальность.

Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Существенной характеристикой личностности человека является также ее общественная активность и принципиальность, прочность нравственных взглядов и убеждений. Сюда, в частности, относится активность в труде, в отстаивании своих идеологических и моральных принципов и т.д.

Личности бывают разные: прогрессивные и реакционные, социально полезные и социально опасные, преступные, "яркие" и "дюжинные", как говорят, "с неба звезд не хватающие", здоровые и больные. Из личностей состоит общество, и в них аккумулирован весь опыт человечества.

Личность - носитель правовых, нравственных и эстетических норм своего общества, класса (а иногда и более узкой группы); она эти нормы выполняет и борется за них или, напротив, нарушает и несет за это ответственность. Личность учится и учит; болеет и лечит; творит и разрушает. Поэтому и нет ни одной науки о человеке и обществе, не изучающей в том или ином аспекте личность. Становление личности, как процесс формирования личности. Донев С.С. // журнал «Самиздат», 2005. № 4. С.15-17.

Немыслимо осуществлять модернизацию общества, не считаясь с уровнем мировоззрения и навыками конкретных людей. Сдвиги в мировоззрении населения, изменения индивидуальной ментальности служат значимым индикатором реальной общественной трансформации в целом, что сопровождается существенными изменениями в массовом сознании, замещением одних ценностных доминант другими. Система ценностей, формирующая основу мировоззрения людей, может выступать и как фактор, ускоряющий развитие, и как трудно преодолимый барьер на пути такого развития. Преобразования в государстве становятся необратимыми только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в системе ценностей, на которые это общество ориентируется. Становление личности, как процесс формирования личности. Донев С.С. // журнал «Самиздат», 2005. № 4. С.15-17. Анализ изменения базовых ценностей составляющих основу менталитета может позволить глубже понять причины успехов и неудач в происходящих в России институциональных преобразованиях, а также оценить эффективность самой трансформации российского общества.

Делись добром ;)