Поведение в конфликте и аддитивное поведение у подростков

дипломная работа

Общая характеристика работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном обществе наблюдается усиление напряженности, агрессивности, конфликтности в поведении подростков. Подростки часто попадают в неформальные группы, переживают разрушение прежних стереотипов поведения, изменение ценностных ориентаций, приводящих к конфликту. Установки, направленные на конфликт в обществе, становятся более разнообразными и влияют на особенности поведения подростков, которые сформированы семьей, социальным окружением. Социальная ситуация, в которой оказывается подросток, способствует проявлению деструктивных тенденций в поведении. Однако спектр их действий достаточно широк, а в ситуации конфликта он чрезвычайно сужается, что определяет логику особенностей конфликтного поведения подростков. Подростки, участвующие в конфликте, действуют в соответствии со своими установками, приобретенными в семье, в окружении сверстников, обществе, что не всегда позволяет им эффективно разрешать конфликтные ситуации.

Различные аспекты установки поведения подростков в конфликте и их деятельности, представлены в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Трудности межличностного взаимодействия подростков рассмотрены в трудах многих исследователей (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.C. Выготского, И.Ю. Кулагиной, А.Н. Леонтьева, A.M. Прихожан, X. Ремшмида, Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.). Исследование конфликтов и конфликтного поведения авторов (А.Л. Анцупова, В.М. Бородкина, Н.В. Гришиной, В.И. Журавлева, A.A. Реана, А.И. Шипилова), предлагают различные взгляды на природу конфликта, его социальную роль. Их исследования дали определения, описали их виды, выделили закономерности возникновения и разрешения.

Вместе с тем, несмотря на большое количество работ, в которых рассматривались особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях, обнаруживается недостаток исследований направленных на изучение взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и аддиктивного поведения подростков в социально значимых ситуациях.

Наиболее остро проблема аддективного поведения проявляется в подростковом возрасте. Именно в этот остротекущий период происходит переход растущего человека из состояния ребенка в состояние взрослого, подъем на качественно новую социальную позицию. По мнению И.С. Кона [14], существует несколько психологических объяснений того, почему дети этих возрастов представляют собой «группу повышенного риска». Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

При этом у подростков, в отличие от взрослых, как правило, пока нет большого жизненного опыта в разрешении конфликтных ситуаций. Изучение проблемы стратегий поведения в конфликте учащихся подросткового возраста, с аддиктивным поведением может потенциально помочь подросткам в выработке у них наиболее конструктивных стратегий реагирования в конфликте, адекватных конкретной ситуации; в расширении их поведенческого репертуара.

Однако проблема конфликтного поведения подростков с аддикцией не получила должного научного освещения.

Цель - определить взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и аддиктивного поведения у школьников подросткового возраста.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучения стратегий поведения в конфликтах и особенностях аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

2. Определить склонность подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

3. Выявить стратегии поведения подростков в ситуации конфликта.

4. Изучить взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и аддиктивного поведения у школьников подросткового возраста.

Объект - межличностные отношения.

Предмет - межличностный конфликт у школьников подросткового возраста с аддикцивным поведением.

Методологические основания исследования: психолого-педагогический подход к изучению девиаций подростков (А.С. Белкин, А.Д. Гонеев, Ю.А. Клейберг, В.Г. Степанов и др.), определяющий, что проблемное поведение формируется под влиянием конкретных факторов и условий; концепция стратегий поведения субъекта в конфликтных ситуациях (Н.В.Гришина, К.Томас); принципы развития, детерминизма, единства психики и деятельности и объективности.

Методы: 1) теоретический анализ литературы; 2) психодиагностические методы (методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орел; методика «Стратегия поведения в конфликте» Томаса-Килмена); 3) метод математической статистики (U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Гипотеза - предполагается, что существует взаимосвязь между стратегиями поведения в конфликте и аддиктивным поведением подростков.

Делись добром ;)