Подросток в кругу сверстников проблемы и опасности

курсовая работа

3. Как подростку не стать "жертвой" в кругу сверстников

1. Как быть с демонстративным поведением

подросток демонстративность общение школа

Нами было проведен констатирующий эксперимент на базе воскресной школы прихода преподобного Серафима Саровского и общеобразовательной школы № 135 г. Казани. В эксперименте приняли участие 40 человек: учащиеся воскресной школы в количестве 20 человек и учащиеся общеобразовательной школы - 20 человек в возрасте от 13-15 лет.

До настоящего времени в общей психологии отсутствуют традиции исследования ДП. Вопросы о ее страницах, распространенности, мотивации, роли в социальном взаимодействии и закономерностях развития до сих пор остаются без ответа.

Недостаток работ в этой области особенно чувствуется в экспериментальных исследованиях, так как их результаты подвержены значительным искажениям вследствие "феномена социальной желательности", трактовка которого в настоящее время опирается на интуитивные представления об этом феномене.

Раскрытие темы "Мотивация демонстративного поведения" тесно переплетено с целым рядом актуальных общепсихологических проблем, таких как проблема специфической человеческой мотивации, соотношение базовых и производных потребностей.

Особую остроту изучаемая проблема приобрела в последнее время в связи с социальными запросами времени, сделавшими умение привлечь внимание к себе необходимым условием успеха.

Гипотезой исследования основывается на предположении о том, что у подростков, посещающих воскресную школу, уровень демонстративности отличается от уровня демонстративности остальных подростков.

Подросткам было предложено заполнить Опросник Шмишека и тест на демонстративность, где требовалось отметить «да» и «нет». Были получены следующие результаты:

У подростков воскресной школы высокий показатель демонстративности присутствует у 10%, и средний, нормальный показатель демонстративности - у 80%. У подростков обычной школы доминирует высокий уровень демонстративности - 90%, и только 10% учащихся обладают средним уровнем демонстративности.

С упрямством во многом перекликается демонстративное, вызывающее, вычурное поведение. По сути дела, это разные стороны негативизма. С той лишь разницей, что упрямец просто отказывается выполнить ту или иную просьбу, то или иное действие, а демонстративный ребенок в ответ на заданный ситуацией норматив реагирует совсем иным, часто немыслимым образом.

Можно сказать, что упрямство -- это негативизм пассивный, а демонстративность -- активный. Но такое деление, конечно же, условно, четкой грани тут нет и одно может легко переходить в другое.

Мы уже коснулись демонстративное переходного возраста и теперь посмотрим на это немного в другом ракурсе. Бытует мнение, что любые, самые невероятные проявления подростковой «самости» в порядке вещей. Дескать, ничего, перебесится. Лишь бы в тюрьму не угодил, в подоле не принесла. А все остальное -- пожалуйста!

Нам кажется, что тут уместно несколько более тонкое разграничение. Когда девочка стремится надеть чересчур смелый туалет, а мальчик «балуется» сигаретами или залихватски опрокидывает стакан водки, это, конечно, демонстрация. Но в пределах нормы. (Естественно, с поправкой на то, что демонстративное поведение -- в принципе неадекватно, то есть не соответствует общепринятым нормам).

С помощью математической обработки данных, по t-критерию Стьюдента, и используя формулу независимых выборок, мы получили, что эмпирические данные вошли в зону значимости и, таким образом, гипотеза о том, что у подростков, посещающих воскресную школу, уровень демонстративности отличается от уровня демонстративности остальных подростков.

Данные отличия могут быть по самым разным причинам. Во-первых, воспитание в семье. Подростки, воспитанные в православной семье, получают в большой степени духовное, нравственное воспитание, основанное на любви, кротости, взаимопонимании, скромности, уступчивости. Ребенок, воспитанной в среде, где царит любовь, именно искренняя любовь, где его воспринимают таким, какой он есть, не будет акцентировать свое внимание на свои собственные успехи и на самого себя, потому что в семье он занимает не маловажное значение. Однако, современные родители, не живущие религиозной жизнью, больший упор делают на воспитании конкурентоспособности, целеустремленности, раскрепощенности, активности, стремительности, порою и наглости, т.е. быть в первых рядах, повышая давление на ребенка.

В случае неудачи ребенка, родитель начинает браниться, упрекать ребенка в его неуспехе. Во-вторых, финансовое положение в семье. По нашим наблюдениям можно сделать вывод, что воскресную школу в основном посещают ребята со средним и ниже среднего уровнем финансового положения. У них нет возможности чем-либо хвастаться перед сверстниками, не редко чувствуют себя робко, в особенности среди сверстников обычной школы, и это отражается в том, что они стараются себя не демонстрировать. В обычной школе подростки исследуемого класса относятся к уровню «А», куда относятся дети с достаточно высоким уровнем как интеллектуального развития, так и финансового положения в семье. Эти ребята стремятся показать себя самыми лучшими, самыми богатыми, умными, демонстрируя себя как только возможно (стремление идти в ногу с модой, курение, употребление алкоголя, использование скверных слов, эгоизм и т.д.). Это дети, которые получают от жизни практически все, и проявление демонстративности является фактом того, что либо родители мало уделяли ребенку времени, занимаясь своими рабочими делами или личной жизнью, либо родители переборщили с вниманием, сдувая пылинки со своего ребенка (в результате чего дети вырастают избалованные дети, которым несомненно нужно внимание на себя).

Но в таком желании себя искусственно «повзрослеть» есть хотя бы внутренняя логика: девочка хочет казаться искушенной, видавшей виды женщиной, а мальчик -- бывалым мужчиной. Да, эти потуги смешны, но цель понятна. Подростки уверены, что они тем самым себя украшают. Короче говоря, содержание их бунта -- это нежелание выглядеть на свой возраст. И наоборот, бурное желание приблизить взрослость.

А вот девочка, которая стрижется наголо, или мальчик, который красит шевелюру в ярко-зеленый цвет, -- это уже бунт с какой-то другой подоплекой. Скорее, его можно охарактеризовать как истерическую попытку привлечь к себе внимание. Причем внимание отрицательное. Это должно настораживать даже не своей экстравагантностью, а сознательной порчей облика, тогда как самое главное в подростковом возрасте -- желание нравиться.

Да, этому «трудному» возрасту присущи крайности. И в каком-то смысле дети их впоследствии перерастают. В тридцать лет зеленая шевелюра встречается разве что у городских сумасшедших. Но истерическое желание выделиться, противопоставив себя окружающим любой ценой, в том числе и ценой утраты привлекательности, никуда не исчезает. Личностная тенденция остается. Она может трансформироваться, не так бросаться в глаза, зато есть опасность, что разрушение внешнего облика сменится разрушением организма в целом и психики -- в первую очередь. Недаром подростков-панков, подростков-хиппи и т.п. принято считать «труппой риска». Среди них гораздо чаще встречаются наркоманы, алкоголики, люди с асоциальным поведением.

Вот и выходит, что демонстративность с тенденцией к саморазрушению, перешагнув барьер пубертатного возраста, внешне как будто бы блекнет, но по существу прогрессирует. Хочется подчеркнуть, что это именно тенденция, а не фатально неизбежное развитие, но лучше обращать внимание на такую тенденцию вовремя и принимать соответствующие меры.

В-третьих, исследуемый период характеризуется кризисом подросткового возраста. Подростки ставят перед собой колоссальные цели, но не знают, как их достигать. Они стремятся к высоким идеалам, но чувствуют себя далекими от совершенства. В первую очередь он начинает вырабатывать самооценку, что оказывается очень сложно. Чтобы поставить себе «оценку», причем в самых разных проявлениях своего «Я», подросток вырабатывает некий эталон. Для этого он должен немного сдвинуть привычную систему ценностей своих родителей, чтобы она не мешала его самоопределению. Подросток начинает с того, что он раздвигает границы и начинает исследовать новые территории более решительно, чем делал это в детстве, активно демонстрируя свою личность. Это приводит к нарушению любых правил, установленных в социальном окружении, вплоть до правонарушений.

В-четвертых, важно отметить отношения подростка со сверстниками. От того, какое положение он занимает в кругу сверстников, зависит и его тип поведения. Если ребенок занимает лидирующее место, то, соответственно, он будет в больше степени проявлять свою демонстративность. Чем ниже статус подростка в кругу сверстников, тем меньше он старается высовываться, не демонстрируя, лишний раз, свою личность.

Дальнейшее исследование будет проводиться и в других воскресных и общеобразовательных школах. Возможно, что будут получены более широкие и точные данные.

В подобных случаях мы отводим демонстративному поведению роль патологической доминанты.

И целенаправленно, планомерно учим другим моделям поведения, другой манере себя вести. А иногда мы вообще идем на крайнюю меру: прямо говорим ребенку, что странное, нелепое поведение собаки чем-то напоминает его собственное. Если руководствоваться принципами нашей методики, то это действительно крайняя мера. Невротики от нас такого не слышат никогда.

Разумеется, и в этих случаях надо иметь в виду, что демонстративность ставится во главу угла условно, что истинная патологическая доминанта какая-то другая. Скажем, при истерии это чаще всего манифестация плохо осознаваемых, но бурных импульсов сексуальности. Про шизофрению вообще разговор особый.

2. В кругу сверстников. Опыт общения

Собственно, общение с товарищами-сверстниками привлекательно для ребенка всегда, в любом возрасте. Но когда он становится подростком, оно приобретает совершенно исключительное значение. Причины этого станут нам понятными, если мы задумаемся над тем, чем отношения со сверстниками отличаются от отношений ребенка с другими людьми -- с родителями, педагогами, знакомыми взрослыми, старшими (или младшими) братьями и сестрами, со старшими (или младшими) ребятами -- соседями по двору… Наверняка, мы придем к мысли, что отношения со сверстниками -- это отношения принципиального равенства. (Понятно, что и в любой компании сверстников кто-то верховодит, кто-то следует за лидером; но это дело другое -- никто ведь не берет верх в силу того, что он старше.)

С момента перехода ребенка в среднюю школу, у него появляется желание усилить интенсивность общения со сверстниками. Подросток выходит за рамки семейного коллектива. Главенствующую роль в его повседневной жизни играют взаимоотношения с кругу сверстников - одноклассников, товарищей.

А теперь вспомним другое. Мы знаем: подросток весьма чуток к своему положению в отношениях с людьми, у него появляется недовольство тем, что он в своем общении со взрослыми часто оказывается существом подчиненным и неравноправным, он хочет равенства прав. Вот поэтому-то гак возрастает для него значимость общения с товарищами, общения, в котором нет и не может быть заведомого неравенства. Объективное положение подростка в кругу сверстников гармонирует с его требованием, с его потребностью быть равным.

Для подростка важно заслужить признание и уважение товарищей, приобрести авторитет. Общение с другими подростками делает жизнь ребенка насыщеннее, эмоциональнее, интереснее и богаче. Ребенок постепенно увеличивает опыт общения с другими людьми, это способствует самоопределению, он учится разбираться в отношениях людей, их поступках.

Те сдвиги в развитии личности, которые происходят в начале подросткового возраста, определяют принципиальное сходство новых потребностей ребят, их стремлений, интересов, переживаний, требований к отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует и благоприятствует тому, что общение со сверстниками не просто расширяется, но становится более глубоким. У подростка складываются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Основа для взаимного понимания у ребят обширная и многообразная. Их часто волнует то, что для взрослого вовсе не является и не может быть важным. Общение со взрослыми, каким бы интересным оно ни было, уже не может заменить полностью общения с товарищами.

Подростку уже не нравится сложившаяся ранее система требований, которая полностью зависит от оценок взрослых. Коллектив подростков самостоятельно вырабатывает новую систему критериев относительно личности человека и его поведения, происходит переоценка ценностей, возникает обновленная иерархия морально-этических предписаний. Становление самосознания подростка опирается на требования, предъявляемые коллективом к его личности. Во время подросткового периода развития наблюдаются резкие перемены в характере общения ребенка с окружающими, главными особенностями данного процесса можно назвать перестройку отношений со сверстниками и смену значимых лиц.

Это еще резче проявляется в случаях, когда подросток живет как бы сам по себе, а родительская забота о нем сводится к тому, чтобы он был здоров, сыт, тепло одет, хорошо себя вел и учился. Этого мало ребенку любого возраста. Подростку -- тем более. Вот слова из сочинения пятиклассника, в котором он рассказывает о себе и о трудностях в отношениях с отцом: «Я рассказываю обо всем кошке Тюбику, она меня понимает». Этот подросток одинок. Ему не с кем поделиться своими трудностями, огорчениями, переживаниями. А ведь это -- драма! И ничего удивительного не будет в том, если вскоре у этого мальчика общение с товарищами заполнит всю его жизнь.

Родители должны подготовиться к тому, что тесные, доверительные отношения с ребенком в корне изменятся, объектом его интереса станет не родитель, а подросток-сверстник. Взаимоотношения со сверстниками существуют для выполнения нескольких важных функций.

Отношения со сверстниками у подростка сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Эти отношения уже заметно различаются по степени близости: у подростка могут быть просто товарищи, близкие товарищи, друг. С возрастом такие различия становятся все более четкими, а общая картина общения подростков -- все более сложной, так как яснее определяются симпатии и антипатии, выделяются пары, группы, компании.

Первой является независимый взаимный обмен опытом взросления, мнениями в области установления связей с противоположным полом. Эта функция признана основой для формирования естественной половой идентичности, связанный с ней половых ролей.

К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других -- ограничивается по преимуществу школой. Со временем общение с товарищами-одноклассниками все больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями.

Определяется сексуальная ориентация, усваиваются половые стереотипы и предпочтения. Другой целью взаимоотношений со сверстниками можно назвать поиск возможностей освобождения от чрезмерной родительской опеки.

Общение с товарищами -- большая ценность для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Подросток отдаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам.

Одним из важнейших завоеваний рассматриваемого возрастного этапа является развитие ответственности и инициативы.

Попытки взрослых ограничить общение подростка с товарищами наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Подросток все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу, которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским выбором. «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь! Это мое личное дело», -- заявляет подросток, когда родители пытаются что-то изменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу.

На формирование ответственности напрямую влияет степень доверия родителей. Стремление индивида к самоутверждению очень остро проявляется на ранней подростковой стадии. Почему он так реагирует на их вмешательство? Дело в том, что отношения со сверстниками подросток считает своими собственными, личными отношениями: здесь он должен и имеет право действовать самостоятельно. И он защищает это свое право, потому что считает себя уже не маленьким, не ребенком, которому родители могут указывать, что делать и как поступать. Поэтому всякое вмешательство взрослых, тем более нетактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Если родители неодобрительно говорят о товарище, подросток начинает защищать его, подчеркивает его положительные качества; иногда, если речь идет о каком-нибудь проступке, он готов сказать неправду, выгородить товарища, взять его вину на себя ради дружбы с ним. Для многих подростков дружба и ее законы приобретают первостепенное значение. И чем более неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его жизни занимают товарищи, тем сильнее влияние сверстников.

Если окружение ребенка благоприятно, он будет гармонично развиваться, самоутверждение будет реализовано через хорошую учебу, поддержание физической формы, достижение успехов в различных сфера деятельности.

Подростку свойственно стремиться к общим делам со сверстниками, он хочет жить жизнью коллективной, быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. «Хочет» -- сказано слабо: это становится важнейшей потребностью. Подростка радуют хорошие отношения с товарищами. Если же отношения со сверстниками не ладятся, если близких товарищей нет или если вдруг распалась дружба -- это порождает тяжелые переживания, расценивается буквально как личная драма. Даже временные неурядицы в отношениях с одноклассниками переживаются остро; подростку кажется: «Все от меня отвернулись», «Все против меня». Ребята очень дорожат хорошим мнением товарищей о них. (Для многих одного обещания родителей рассказать в классе о неблаговидном поведении бывает достаточно, чтобы наступили положительные сдвиги.) Самое неприятное для подростка -- когда его искренне осуждают товарищи, а самое тяжелое наказание -- когда с ним не хотят общаться, открытый или негласный бойкот.

В случае неадекватной самооценки есть вероятность негативного поведения подростка. Он будет самоутверждаться через вызывающее, демонстративное поведение, обман, ложь, в общении со сверстниками будет прослеживаться дерзость, подражание взрослым, то есть употребление спиртного, курение, возникнут сексуальные связи.

Одиночество невыносимо для подростка. Если отношения с одноклассниками складываются неблагополучно, он пускается на поиск товарищей и друзей за стенами школы. Как правило, он их находит. Вовсе не обязательно они должны оказаться плохими; и все-таки возможность отрицательного влияния велика: ведь когда подросток одинок, он становится неразборчивым в выборе товарищей, доволен уже тем, что его приняли в компанию. Печальные последствия этого хорошо известны: среди несовершеннолетних правонарушителей много таких подростков, у которых не сложились отношения с одноклассниками.

Зачастую подросток не может самостоятельно занять удовлетворяющую его нишу в коллективе. Некоторые не видят собственных недостатков, другие стесняются проявлять достоинства, в этих случаях нужна помощь родителей.

Нередко подросток, у которого не ладятся отношения с одноклассниками, возмещает это общением с более младшими ребятами. Здесь подросток всегда желанный товарищ и, конечно, он занимает ведущее положение, командует. Сама эта возможность имеет для него большое значение. Подростки командуют младшими по-разному. Одни деспотично используют свое преимущество в силе. Другие считаются с ребятами, никогда не обижают их, находя удовлетворение в привязанности младших, в самом общении с ними. Если разница в возрасте невелика, то отношения могут быть почти равноправными. Основу этого составляет общность интересов. Однако первенство подростка как более взрослого, знающего и умелого все-таки признается. Часто он становится образцом для более младших. На их развитие возникающая таким образом разновозрастная группа оказывает большое влияние, помогая им взрослеть.

Подростки, у которых отношения со сверстниками складываются не так, как им хотелось бы, стараются изменить их к лучшему, стремятся завоевать симпатию и уважение товарищей, пытаются занять заметное положение в классе. Это может проявляться по-разному.

Одни ребята ради этого всячески демонстрируют собственные достоинства, «геройствуют». Нередко они нарочно нарушают требования взрослых, правила поведения, дисциплину. От таких поступков веет саморекламой: вот, мол, какой я смелый -- мне все не по чем!

Другие ребята ради завоевания симпатий и заметного положения в классе на все лады стараются развлечь товарищей: паясничают, кривляются, выкидывают всевозможные номера с расчетом на зрителей и слушателей. Среди них попадаются ребята чрезвычайно надоедливые, что называется, приставучие, хотя порой и не лишенные известного остроумия, выдумки, изобретательности. Отношение одноклассников к такому подростку во многом зависит от других его качеств; но, как правило, «клоуны» и развлекатели уважением товарищей не пользуются, желаемого положения в классе не добиваются, хотя и становятся действительно заметными. К ним относятся терпимо только время от времени (когда всем хочется отвлечься и развлечься, когда делать нечего), но чаще ребята раздражаются, сердятся, обижаются, одергивают их, гонят от себя. Младшие подростки считают такое поведение унизительным для товарища, а старшие -- еще и «младенчеством», глупостью.

У младших подростков еще один своеобразный способ саморекламы и завоевания расположения товарищей -- особое хвастовство с немалой долей выдумки. Они рассказывают о всевозможных интересных происшествиях и стараются выставить себя перед товарищами в самом лучшем, найвыгоднейшем свете. Конечно, в этом возрасте многие любят, как говорят ребята, «подзагнуть», но для некоторых это становится особым и даже основным способом самоутверждения. Среди них бывают настоящие мастера рассказывать увлекательно и красочно; отличить в их рассказе неправду от правды трудно. В классе о таких ребятах складывается определенное общее мнение, их считают «трепачами», но оттенки в оценках могут быть разными: ведь кто-то (притом, что он такой вот болтунишка) еще и добрый, ему ничего не жаль для своих товарищей, а другой -- себе на уме. Совершенно ясно, что подобные качества не могут не сказываться на мнении товарищей об обладателях их.

Нашим ребятам нравится быть вместе, делать все сообща, они тянутся к общественной работе, любят ее. Она очень важна для воспитания детей в этом возрасте -- ведь она создает почву для общения подростков, позволяет им проявить активность, инициативу, самостоятельность. В любом начинании они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями.

Для младшего подростка общественные дела привлекательны еще и тем, что открывают возможность завоевать уважение и авторитет в классе. Многие поэтому предпочитают поручения, в которых заметна их личная роль. Общественная работа становится для некоторых важным и даже основным средством самоутверждения в классе, а для более старших -- и в школе.

Делись добром ;)