1.1 Возрастные особенности психического развития в позднем возрасте
Особенностью нашего исследования будет являться то, что оно будет производится как с точки зрения возрастной, так и с точки зрения гендерной психологии.
Гендерная психология - это научно-социологическое изучение особенностей социально-экономической и культурной роли мужчины и женщины, влияние пола на общественное существование.
Объектом гендерной психологии является человек, различающийся по половому признаку, иначе говоря, мужчина и женщина.
Предметом изучения гендерной психологии является различие и особенности мужского и женского восприятия человеком, как самого себя, так и окружающих.
Пол в контексте гендерного конструирования представляется как категория биологическая - непосредственно данное сочетание гениталий, дородовой, подростковый и взрослый гормональный набор: способность к прокреации.
Пол (sex) - как социальная категория, обозначающая показатели социальных функций, основанных на способности к воспроизводству и ролевом взаимодействии полов, как продолжателей рода и исполнителей воспитания потомства.
Итак, в системе гендера учитывается не только отличие между полами, но и то внимание, которое уделяется полу со стороны общества. Таким образом, спектр анализа перемещается на гендерную детерминацию социального конструирования пола. В этом случае меняется предмет исследования: не пол, а социум выступает основным объектом анализа в его воздействии на формирование пола, как включенного в систему социальных ожиданий и предписаний, что и определяет индивида со стороны его способности самоидентификации и сопоставлению себя и абстрактного, идеального носителя качеств "настоящих" мужчины или женщины.
Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. В центре внимания - различные формы психологической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека.
Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
Задачей возрастной психологии в контексте нашего исследования является - исследование возрастного развития личности, в конкретных условиях, т.е. в условиях старения.
Возрастная и гендерная психология тесно связаны друг с другом. В нашем исследовании возрастная психология с одной стороны опирается на гендерную, изучая половые особенности человека, в свою очередь раскрывает закономерности возрастного становления психики.
Принято выделять несколько разделов возрастной психологии. Среди них такие, как, например, психология младенца, психология юности, психология позднего возраста, или старости (геронтопсихология).
Ученые разных специальностей (антропологи, геронтологи, психологи) имеют различные точки зрения на периодизацию человеческой жизни и возрастной отсчет старения, но большинство эмпирически выбирают возраст 60-65 лет, как начало старости.
В качестве примера можно привести несколько точек зрения. Чешский профессор Б. Пржигода: старение 60-75 лет. Э.Б. Харлок: старость и старение от 60 лет и до смерти. Дж. Биррен: поздняя зрелость - 50-75 лет, старость - от 75 лет. Д.Б. Бромлей: в условиях Англии цикл старения из трех стадий: удаление от дел - 65-70 лет, старость 70 лет, дряхлость и смерть до 110 лет.
Большинство же ученых придерживается мнения, что конкретных календарных лет для наступления старости не существует, так как процесс старения - это закономерный процесс возрастных изменений в органах и системах в ходе онтогенеза, приводящий к старости, но он имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Поэтому некую дату старости трудно выделить даже с биологической точки зрения.
Для качественности нашего исследования необходимо установить возраст начала старения.
Так, в соответствии с классификацией Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, старение (пожилой возраст) длится у мужчины с 61 до 74 лет, у женщин с 55 до 74 лет. Именно эта категория и будет изучена нами в процессе нашего исследования.
Наше исследование направлено на изучение процесса переживания старения. Вот как объяснял процесс переживания С.Л. Рубинштейн, он в своем труде "Основы общей психологии" попытался дать объяснение переживанию, от первого лица:
Переживание - это отношение к внешнему миру, который отражается в психике. Переживание, по мнению Рубинштейна С.Л., это первично, прежде всего, - это психический факт, часть жизни самого человека, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком смысле, специфическом смысле слова, оно становиться по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобретает личностный характер.
Переживанием является психическое образование, поскольку оно определяется контекстом жизни индивида. В сознании переживающего индивида этот контекст выступает как связь целей и мотивов. Они определяют смысл пережитого, как чего-то со мной происшедшего. В переживании на первый план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается, а значение в ходе моей жизни - то, что я знал, что мне удалось уяснить, что этим разрешились задачи, которые передо мной встали, и преодолены трудности, с которыми я столкнулся. Переживание определяется личностным контекстом. Переживанием становится для человека то, что оказывается личностно значимым для него.
С этим связано положительное содержание термина переживание, которое обычно вкладывается в него, когда говорят, что человек что-то пережил, что то или иное событие стало для него переживанием. Когда мы говорим, что какое-нибудь психическое явление было или стало для человека переживанием, это означает, что оно в своей индивидуальности вошло как определяющий момент в индивидуальную историю данной личности и сыграло в ней какую-то роль. Переживание не является, таким образом, чем-то чисто субъективным, поскольку оно, во-первых, обычно является переживанием чего-то и, во-вторых, его специфический личностный аспект означает не выпадение его из объективного плана, а включение его в определенный объективный план, соотнесенный с личностью как реальным субъектом.
Переживанием, в специфическом смысле слова, С.Л. Рубинштейн предлагает обозначать психическое явление, которое стало событием внутренней жизни человека.
Переживание - это субъективная сторона реальной жизни человека, субъективный аспект жизненного пути личности.
Переживание является переживанием чего-то, а значит, знанием чего-то. Оно выступает как переживание не потому, что знания в нем отсутствуют, а потому, что личностный аспект в нем является господствующим.
Всякое переживание включает в себя, как нечто подчиненное и аспект знания. Вместе с тем, знание, даже самое абстрактное, может стать глубочайшим личностным переживанием.
Таким образом, пожилой человек знает, что он стареет, осознает, что в связи с этим что-то меняется и переживает эти изменения.
Так, согласно Рубинштейну С.Л. "сознание конкретного реального индивида - это единство переживания и знания".
По Рубинштейну С.Л. в сознании конкретного индивида знание не представлено обычно в чистом виде, а лишь как момент, как сторона многообразных действенных, мотивационных, личностных моментов, отражающихся в переживании.
Сознание конкретной личности - сознание в психологическом смысле слова всегда как бы погружено в динамическое, не вполне осознанное, переживание, которое образует более или менее смутно освещенный, изменчивый, неопределенный в своих контурах фон, из которого сознание выступает, однако, никогда не отрываясь от него. Каждый акт сознания сопровождается более или менее гулким резонансом, который он вызывает в менее осознанных переживаниях, так же часто более смутная, но очень интенсивная жизнь не вполне осознанных переживаний резонирует в сознании.
Всякое переживание дифференцируется от других и определяется как такое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то. Внутренняя природа его выявляется в его отношении к внешнему. Осознание переживания - это всегда выяснение его объективного отношения к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми переживание может быть реализовано. Осознание переживания, таким образом, всегда и неизбежно - не замыкание его во внутреннем мире, а соотнесение его с внешним предметным миром.
Чтобы человек осознал то, на что направлено его внимание, он должен пережить это. То есть, пожилой человек переживает процесс старения только тогда, когда этот процесс случается с ним самим. Человек может испытывать неопределенное чувство неприятного беспокойства, истиной природы которого он сам не осознает. Его охватывает нервозность, хотя он специально ничего не ожидает. Переживание это неопределенное чувство, о котором первоначально трудно сказать, что оно собой представляет. Никакое описание или опосредованная характеристика переживания не сравниться с этим чувством. Но определение этого переживания, нахождение утверждений о состоянии организма переживающего, есть ключ к тем действиям, посредством которых это переживание может быть устранено.
Без отношения к тем фактам, лежащим вне внутренней сферы сознания, переживание не может быть определено, так как тогда невозможно определить, что человек испытывает. Собственное переживание познается и осознается человеком лишь через посредство его отношения к внешнему миру, к объекту.
Таким образом, человек только тогда переживает старение, когда этот процесс происходит с ним самим, т.е. конкретный человек стареет и знает об этом. Сила, глубина переживания процесса старения зависит от того, как человек относится к старости, что он знает жизни в старости, что предвидит, чего боится.
Сознание субъекта несводимо к голой объективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание - единство субъективного и объективного. Отсюда становится понятным истинное взаимоотношение сознательного и бессознательного.
Возможно неосознанное, бессознательное переживание. Это конечно, не переживание которое мы не испытываем или о котором не знаем, что мы его испытываем; это переживание, в котором не осознан предмет, его вызывающий. Несознательным является собственно не само переживание, а его связь с тем, к чему оно относится; пока не осознанно, переживанием чего является то, что человек переживает, и не знает, что он переживает. Психическое явление может быть осознано самим субъектом лишь через посредство того, переживанием чего оно является.
Таким образом, ясно, что пожилой человек может переживать процесс старения бессознательно. Человек начинает нервничать, становится раздражительным и т.п., не осознавая на самом деле, почему с ним такое происходит. Для того, чтобы успокоится человек должен понять причину своего переживания.
Одним из ключевых понятий нашего исследования является "психическое развитие".
Развитие - это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Развитие психики - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Особенности психического развития человека в пожилом возрасте складываются из нескольких факторов, которые, хотя и относятся к разным категориям психологической науки, тем не менее, тесно взаимосвязаны в своем влиянии на каждый период жизни человека. Речь идет, прежде всего, о механизмах и движущих силах психического развития, его нормативности, в том числе и в критические периоды, в динамике когнитивных процессов и содержания отдельных структур личности (в первую очередь "образа-Я"), а также о социально-психологических параметрах, связанных с изменением социальных ролей и адаптацией к ним.
Некоторые из перечисленных факторов изучены достаточно хорошо (например, движущие силы, закономерности развития в этот период), другие -- значительно хуже, хотя их значимость, особенно в последние годы, в связи с увеличением числа пожилых людей и серьезным ухудшением социальной ситуации в нашей стране, существенно возрастет. Прежде всего это касается механизмов психического развития в пожилом возрасте, нормативности их функционирования и тех отклонений, которые возникают при различных нарушениях данного процесса.
Говоря о собственно психологических механизмах функционирования психики в пожилом возрасте, важно помнить о том, что психическое развитие в этот период связано с наложением двух факторов: изменение темпов развития и переориентация его механизмов совпадают по времени с критическим периодом, достаточно серьезным и эмоционально насыщенным. Важен и тот факт, что замедление темпа психического функционирования в этом возрасте совпадает с физическим угасанием, болезнями и соматическими отклонениями.
Этот период, по данным психологов и психогенетиков, отличается и более высоким, чем в стабильные, литические периоды, индивидуальным разбросом. Причем индивидуальные различия связаны не только с чисто психологическими параметрами (самооценкой, уровнем развития познавательных функций, идентичностью и т.д.), но и с высокой вариативностью в доминировании социального или биологического параметра. Для одной группы пожилых людей их болезни, питание, уход за ними, условия проживания и экологическая обстановка имеют первостепенное значение, и именно этими факторами определяется их память, мышление, мнение о себе. Для другой группы пожилых эти факторы, при всей их важности, не являются доминирующими, их самочувствие главным образом зависит от социального статуса, востребованности, творческой активности. Такая вариативность сохраняется, как правило, около года -- полутора лет, т.е. примерно от 59 -- 60 лет до 61--62 лет. Для людей старшего возрастного периода большее значение имеет биологический фактор, а для младшего -- социальный.
Рассматривая особенности психологического кризиса пожилого возраста, необходимо, прежде всего, отметить, что, несмотря на многочисленные интерпретации его сути, практически все ученые (Э.Эриксон, Б.Г.Ананьев, В.Франкл, П.П.Блонский и др.) сходятся во мнении о том, что он связан с оценкой ценности и смысла прожитой жизни. Это осмысление, подведение итогов прожитой жизни и, в определенной степени, попытка в оставшееся время что-то изменить или компенсировать. Таким образом, кризис пожилого возраста с психологической точки зрения является таким же смыслообразующим, как и подростково-юношеский кризис, но гораздо более аффективно насыщенным и в чем-то более драматичным. В отличие от подросткового, когда человек только строит планы на жизнь и осмысляет ее перспективы, кризис пожилого возраста -- это подведение итогов, а иногда и констатация того, что прожитые годы -- бессмысленны. Недаром Эриксон назвал этот кризис "цельность личности -- отчаяние".
При анализе содержания данного смыслообразующего кризиса становится более понятным и то изменение в механизмах психического развития, которое происходит в это время. Прежде всего, необходимо вспомнить о том, какие вообще механизмы на сегодняшний день открыты психологией. Это девять ведущих механизмов, частично связанных между собой или дополняющих друг друга: идентификация, конформизм, уход, отчуждение, агрессия, компенсация, интериоризация, эмоциональное опосредование и эмпатия.
Если в ранние годы жизни на первый план выходили такие механизмы, как интериоризация (прежде всего культуры, знаний, правил и норм того общества, в котором живет ребенок), идентификация с окружающими и эмоциональное опосредование, то в пожилом возрасте эти механизмы уже почти не имеют прежнего значения. Новые знания формируются с большим трудом, их тяжело наполнить эмоциональными переживаниями, чтобы сформировались новые мотивы. Поэтому у людей пожилого возраста плохо формируются новые ролевые отношения, они трудно привыкают к новым ценностям и новым представлениям о себе и других.
Этим объясняется и тот факт, что все происходящее в мире, как правило, сопоставляется со старым опытом и ассимилируется в его рамках. При этом любые изменения вызывают негативную реакцию, а потому и новое воспринимается как чужое, как "отклонение от доброго старого времени".
Уменьшается и значение идентификации, так как группа общения (друзья, семья) уже создана и в этом возрасте уже почти не пересматривается. Это связано не только с приверженностью к старому опыту, о чем говорилось выше, но и с объективными ограничениями -- оставшегося времени жизни, сил, энергии, круга общения, который сформирован и у сверстников. Существенно затруднена, а точнее -- почти невозможна, и социальная идентификация, т.е. выбор новой социальной или национальной группы, к которой себя относит человек. Поэтому так сложна адаптация к новой среде (социальной, культурной, даже экологической) в этом возрасте. Таким образом, уменьшение роли прежних механизмов частично объясняет, почему сами пожилые люди часто сравнивают процесс старения с восхождением на гору, при котором подъем становится все круче, спутников, как и физических сил, -- все меньше, но в то же время уменьшается и число вещей, которые остаются значимыми.
На первый план выходит механизм компенсации, прежде всего компенсации своих потерь -- сил, здоровья, статуса, группы поддержки. Можно сделать вывод о том, что для нормального старения очень важно развивать у людей пожилого возраста именно этот механизм психической жизни. В то же время должен доминировать, прежде всего, адекватный и полный вид компенсации, т. е. этот механизм должен функционировать так, чтобы пожилой человек не уходил в мнимую компенсацию (обычно в свою болезнь), преувеличивая свои болезни и немощи, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать интерес и жалость, а то и добиться более ощутимых материальных привилегий. С этой точки зрения становится понятной важность обучения новым видам деятельности, развитие креативности, появление нового хобби и любых форм творчества, так как с их помощью развивается полная компенсация. В то же время ригидность, трудности переключения, возрастающие в этом возрасте, препятствуют развитию нормальной компенсации. Препятствием является и сужение круга общения, загруженность других членов семьи, окружающих, что также не позволяет полностью реализовать этот механизм.
Как правило, именно это является одной из самых распространенных причин тех отклонений, которые возникают в этом возрасте и приводят к включению других, более негативных механизмов психической жизни, прежде всего ухода, отчуждения и агрессии. Все эти механизмы, как правило, присутствуют у любого человека и проявляются в определенных, адекватных для их деятельности ситуациях, например уход от общения с неприятным человеком, агрессия в ответ на оскорбление и т.д.
Говоря об отклонениях, мы подразумеваем доминирование какого-либо одного из этих механизмов, который начинает проявляться во всех, даже неадекватных для него ситуациях. Так, появляются нежелание новых контактов, даже боязнь их, стремление отгородиться от всех, в том числе и от близких людей, эмоциональная холодность, порой враждебность к ним. Такой уход от общения часто сочетается с постоянными упреками в адрес других и уверенностью в том, что пожилому человеку что-то недодали, что в ответ на его самоотверженную заботу и любовь заплатили черной неблагодарностью. С этим связаны обидчивость, конфликтность, желание настоять на своем и в малом и в большом. Отчуждение, уход и агрессия, часто проявляющаяся уже как деструктивность (например, участие в демонстрациях, митингах), являются важным показателем эмоциональной и личностной нестабильности, которые привели к фиксации на одном из непродуктивных механизмов психического функционирования.
Возможно сочетание агрессии с конформизмом, причем планы этих сочетаний чрезвычайно многообразны -- от конформного принятия новых правил частной жизни и агрессии на уровне макрообщения до использования и принятия новых социальных ценностей и агрессии по отношению к близким людям. Конформизм может сочетаться и с эмпатией, когда пожилой человек старается привлечь и завоевать расположение окружающих заботой, лаской и вниманием к ним. Чаще всего этот механизм проявляется в частной жизни и работает, как правило, в благополучных семьях, где установлен достаточно тесный эмоциональный контакт между разными поколениями.
Исследование механизмов психической жизни в позднем возрасте только начинается в полной мере. Однако уже первые работы показывают, что этот путь позволит не только лучше понять причины отклонений, но и помочь в их коррекции, ускорить и оптимизировать адаптацию пожилых людей к новому возрастному периоду, а также хотя бы частично преодолеть те негативные факторы, которые связаны с отрицательной оценкой своего жизненного пути1.
Одной из задач нашего исследования является выявление особенностей отношения мужчины и женщины к старению. Не последнюю роль в этом играют социальные роли. Известно, что для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин - профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи; в мужской самоидентификации профессиональный статус играет центральную роль2.
Именно с этой точки зрения будут раскрыты особенности переживания процесса старения мужчиной и женщиной.
- Введение
- Глава 1. Теоретические подходы к исследованию проблемы половых различий переживания процесса старения
- 1.1 Возрастные особенности психического развития в позднем возрасте
- 1.2 Специфика переживания процесса старения у мужчин
- 1.3 Особенности переживания процесса старения у женщин
- Глава 2. Экспериментально-психологические исследования
- 2.1 Психологические и социологические характеристики экспериментальных выборок
- Общие закономерности процесса старения
- Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- Роль процессов пол/аоа в механизмах старения организма
- Роль процессов пол/аоа в механизмах старения организма
- Старение и психология старости
- Старость и старение. Теории старения.
- 60. Психологическое переживание старения и старости, кризис одиночества.
- Поло – возрастная структура населения : ( поло- возрастные пирамиды) и последствия старения населения
- 3. Возрастной состав населения и процесс его старения
- Общие закономерности процесса старения