logo
Понимание учителями переживаний старшеклассников

2.1 Констатирующий этап экспериментальной работы

Для изучения данной проблемы психолог мы провели исследование, в ходе которого были обследованы учащиеся 11 класса. Целью этого исследования было выявление индивидуально-психологических и личностных особенностей старшеклассников, находящихся в ситуации неопределенности.

Результаты исследования таковы.

У 20% старшеклассников наблюдался внутренний конфликт, наличие противоречивого сочетания высокого уровня притязаний с неуверенностью в себе, что при неблагоприятных условиях, в ситуации энергетического истощения и неопределенности может служить почвой для алкоголизации, развития некоторых психосоматических расстройств как формы реагирования на указанную ситуацию. Также отмечался высокий уровень контроля сознания за поведением и неумение расслабиться.

У 30% присутствовала "захваченность" доминирующей идеей, касающейся, как правило, конфликтной межличностной ситуации, чувством ревности или соперничества. Отмечались повышенная раздражительность, переживание чувства обиды.

В ходе исследования тревожности было выявлено, что личностная тревожность в старшем школьном возрасте у значительной части учащихся выражена достаточно сильно. Это говорит о склонности к появлению тревоги у старшеклассников в ситуации оценки их компетентности, о восприятии многих ситуаций как угрожающих.

Психологическая коррекция и помощь таким учащимся должны включать в себя психологическую поддержку с упором на сильные стороны личности, формирование адекватной самооценки, обучение приемам саморегуляции и релаксации, конструктивного выражения негативных переживаний. Помощь в выборе формы обучения должна соответствовать индивидуальному уровню подготовленности.

Ситуации нестабильности, неопределенности, стресса сказываются и на отношениях старшеклассников с окружающими людьми - взрослыми и сверстниками. Их можно охарактеризовать как противоречивые (окружающие люди раздражают, не внушают доверия или вызывают интерес, либо мало волнуют; сверстники либо хорошие друзья, либо носители отрицательных качеств).

Зачастую нестабильные и негативные психические проявления старшеклассников приводят к возникновению конфликтов с учителями. При этом подростки считают, что учителя их не понимают, а педагоги в свою очередь зачастую говорят о трудном возрасте старшеклассников и невозможности найти подходы к ним.

Подростки (10-15 лет), а тем более юноши и девушки (15-18 лет) подходят к оценке своих учителей более критично, чем младшие школьники. Однако и со старшеклассниками подготовленный и умелый учитель всегда может установить хорошие отношения. В таком случае конфликты между учителем и учениками редки либо исключены вовсе.

Оценивая учителей-предметников, старшеклассники чаще всего выражают свое отношение к ним так:

1. Хорошо знает свой предмет, умеет его преподнести, всесторонне развитый человек- 75%.

2. Применяет новую методику преподавания, индивидуально подходит к каждому ученику - 13%.

3. Хорошо организует внеклассную работу - 7%.

4. Не имеет любимчиков - 1%.

5. Плохо знает свой предмет, не владеет педагогическими навыками - 79%.

6. Проявляет грубость по отношению к ученикам - 31%.

7. Не любит профессию, детей - 9%.

8. Не может вести классное руководство - 7%.

9. Нет слаженности в педагогическом коллективе так, как в основном учителя женщины - 16%.

10. Школе нужно больше молодых учителей, в том числе мужчин - 11%.

11. недостаточная подготовка учителей в ВУЗе - 6%.

Анализ оценок старшеклассниками учителей-предметников показывает, что почти у половины из них сформировалось скорее отрицательное, чем положительное мнение о педагогах. Если бы такое положение дел было доказано в результате более масштабного исследования, то можно было бы сделать вывод о неблагополучном характере взаимоотношений старшеклассников и учителей в школе. Приведенные данные получены на основе локального исследования и не могут быть распространены на всю общеобразовательную школу. Тем не менее, очевидно, что при таком состоянии дел велика вероятность возникновения конфликтов между учителями и учениками.

Вышеуказанные данные констатирующего этапа экспериментальной работы свидетельствуют о необходимости эффективного налаживания диалога между старшеклассниками и педагогами для оптимизации понимания последними проблем и переживаний подростков.