2.1 Констатирующий этап экспериментальной работы
Для изучения данной проблемы психолог мы провели исследование, в ходе которого были обследованы учащиеся 11 класса. Целью этого исследования было выявление индивидуально-психологических и личностных особенностей старшеклассников, находящихся в ситуации неопределенности.
Результаты исследования таковы.
У 20% старшеклассников наблюдался внутренний конфликт, наличие противоречивого сочетания высокого уровня притязаний с неуверенностью в себе, что при неблагоприятных условиях, в ситуации энергетического истощения и неопределенности может служить почвой для алкоголизации, развития некоторых психосоматических расстройств как формы реагирования на указанную ситуацию. Также отмечался высокий уровень контроля сознания за поведением и неумение расслабиться.
У 30% присутствовала "захваченность" доминирующей идеей, касающейся, как правило, конфликтной межличностной ситуации, чувством ревности или соперничества. Отмечались повышенная раздражительность, переживание чувства обиды.
В ходе исследования тревожности было выявлено, что личностная тревожность в старшем школьном возрасте у значительной части учащихся выражена достаточно сильно. Это говорит о склонности к появлению тревоги у старшеклассников в ситуации оценки их компетентности, о восприятии многих ситуаций как угрожающих.
Психологическая коррекция и помощь таким учащимся должны включать в себя психологическую поддержку с упором на сильные стороны личности, формирование адекватной самооценки, обучение приемам саморегуляции и релаксации, конструктивного выражения негативных переживаний. Помощь в выборе формы обучения должна соответствовать индивидуальному уровню подготовленности.
Ситуации нестабильности, неопределенности, стресса сказываются и на отношениях старшеклассников с окружающими людьми - взрослыми и сверстниками. Их можно охарактеризовать как противоречивые (окружающие люди раздражают, не внушают доверия или вызывают интерес, либо мало волнуют; сверстники либо хорошие друзья, либо носители отрицательных качеств).
Зачастую нестабильные и негативные психические проявления старшеклассников приводят к возникновению конфликтов с учителями. При этом подростки считают, что учителя их не понимают, а педагоги в свою очередь зачастую говорят о трудном возрасте старшеклассников и невозможности найти подходы к ним.
Подростки (10-15 лет), а тем более юноши и девушки (15-18 лет) подходят к оценке своих учителей более критично, чем младшие школьники. Однако и со старшеклассниками подготовленный и умелый учитель всегда может установить хорошие отношения. В таком случае конфликты между учителем и учениками редки либо исключены вовсе.
Оценивая учителей-предметников, старшеклассники чаще всего выражают свое отношение к ним так:
1. Хорошо знает свой предмет, умеет его преподнести, всесторонне развитый человек- 75%.
2. Применяет новую методику преподавания, индивидуально подходит к каждому ученику - 13%.
3. Хорошо организует внеклассную работу - 7%.
4. Не имеет любимчиков - 1%.
5. Плохо знает свой предмет, не владеет педагогическими навыками - 79%.
6. Проявляет грубость по отношению к ученикам - 31%.
7. Не любит профессию, детей - 9%.
8. Не может вести классное руководство - 7%.
9. Нет слаженности в педагогическом коллективе так, как в основном учителя женщины - 16%.
10. Школе нужно больше молодых учителей, в том числе мужчин - 11%.
11. недостаточная подготовка учителей в ВУЗе - 6%.
Анализ оценок старшеклассниками учителей-предметников показывает, что почти у половины из них сформировалось скорее отрицательное, чем положительное мнение о педагогах. Если бы такое положение дел было доказано в результате более масштабного исследования, то можно было бы сделать вывод о неблагополучном характере взаимоотношений старшеклассников и учителей в школе. Приведенные данные получены на основе локального исследования и не могут быть распространены на всю общеобразовательную школу. Тем не менее, очевидно, что при таком состоянии дел велика вероятность возникновения конфликтов между учителями и учениками.
Вышеуказанные данные констатирующего этапа экспериментальной работы свидетельствуют о необходимости эффективного налаживания диалога между старшеклассниками и педагогами для оптимизации понимания последними проблем и переживаний подростков.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты эмоционально-проблемной сферы старшеклассников
- 1.1 Проблемное поле старшеклассников
- 1.2 Теоретические проблемы изучения переживаний
- 1.3 Специфика конфликтов между учителями и учениками
- Глава 2. Практический анализ понимания учителями переживаний старшеклассников
- 2.1 Констатирующий этап экспериментальной работы
- 2.2 Психолого-педагогическая технология этического диалога как средство налаживания взаимопонимания между старшеклассниками и учителями
- Старшеклассник Характеристика раннего юношеского возраста
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- 28. Мотивы учения старшеклассников
- Старшие подростки. Старшеклассники
- Учителя и учащиеся
- 31 Специфика и содержание работы психолога со старшеклассниками.
- Литературное развитие старшеклассников