Понятие инвестиционного поведения
2. Цели и мотивы инвестиционного поведения
Инвестиционное поведение предполагает наличие определённых целей, характеристика которых во многом зависит от типа личности, его конкретных планов, видения им задач своей жизни. Можно выделить следующие цели инвестирования:
стремление к увеличению прибыли;
стремление к престижу, общественному влиянию, власти;
решение социальных задач, снижение уровня безработицы, повышение культурного и образовательного уровня людей;
решение экологических проблем и т. д.
Чётко и корректно сформированные и сформулированные цели инвестирования упрощают решение задач, связанных с выбором направлений инвестирования, повышают эффективность их достижения. В основе целей рассматриваемого поведения лежат мотивы: получение дохода, азарт, риск. Жизнь убеждает, что люди неохотно идут на сделку «мои бумаги - ваши деньги», если в основе этой сделки отсутствует побудительный мотив.
Исследования психологов показали, что в процессе жизни у человека формируется три типа мотивации, имеющие большое значение для экономики:
стремление к разнообразию;
стремление привлечь к себе внимание;
жажда признания как такового.
О.С. Дейнека [1], говорит о том, что ведущим мотивом инвесторов становится игровой мотив: «опередить пулю», «перехитрить толпу и сплавить поддельную или истертую монету ближнему».
Когда же речь идет о частном инвестировании населения, на первый план выступает фактор доверия. Исторически сложилось, что в нашей стране было в основном развито сберегающее поведение, в русской культуре за века выработалось нерыночное отношение к деньгам -- бережливость по отношению к заработанному, иногда превращающаяся в простое складирование денег «в чулок» на «черный» день. У россиян и сегодня отсутствует смысловое поле экономических реформ, следовательно, и четкая система отсчета экономического, а тем более инвестиционного поведения.
С.А. Цветков и Ж.А. Жилина [8], описывая особенности инвестиционного поведения жителей средней полосы России, предлагают следующую типологию инвестиционных мотиваций населения:
0 уровень - отсутствие стремления к получению прибыли.
1 уровень - вложения в средства удовлетворения биологических потребностей на бытовом уровне (например, домашнее консервирование с целью последующей реализации на рынке).
2 уровень - вложения в средства удовлетворения базовых социальных потребностей (например, одежда, бытовая техника с целью получения последующей выгоды).
3 уровень - вложения в средства удовлетворения развитых социальных потребностей (в индустрию отдыха, туризма, культуры с целью получения последующей выгоды).
4 уровень - вложения средств в валюту с целью получения последующей выгоды.
5 уровень - вложения в средства удовлетворения сверхнормативных социальных потребностей (золото, драгоценности и др. с целью получения прибыли через определенный период).
6 уровень - вложения в ценные бумаги, акции.
Сбережения, обслуживающие последнюю группу мотивов, характеризуются более высокой эластичностью относительно инструментов инвестиционного регулирования; обслуживающие третью, четвертую и пятую группы достаточно чувствительны к изменениям в инвестиционной сфере, а сбережения двух первых групп практически не реагируют на инвестиционную политику.