Понятие мотивации. Мотивация в профессиональной и педагогической деятельности. Гендерные аспекты воспитания

контрольная работа

1.3 Мотивация в педагогической деятельности

Мотивационные ориентиры педагогической деятельности - это внешние (мотивы достижений) и внутренние аргументы (ориентация на процесс и результат своей деятельности). Внешние - это престижность работы в определенном образовательном учреждении, адекватность оплаты труда. Они дифференцируются на положительные и отрицательные. Внешняя положительная мотивация (ВПМ) связана с удовлетворением потребностей социального престижа, уважения коллег, материальных благ и т.п.; внешняя отрицательная мотивация (ВОМ) - с потребностями самозащиты, стремлением избежать осуждения со стороны дирекции и т.п.

О внутреннем типе мотивации (ВМ) можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Для оценки профессионалной мотивации педагога можно использовать методику румынского психолога К.Замфира. Следует оценивать оптимальность мотивационного комплекса педагога, соотношение внутренней, внешней положительной и отрицательной мотиваций. Наилучшим является соотношение, когда внутренняя мотивация превышает внешнюю положительную и внешнюю отрицательную ВМ>ВПМ>ВОМ. Наихудший мотивационный комплекс характеризуется сочетанием ВОМ>ВПМ>ВМ.

Одним из основных профессионально значимых качеств педагога является «личностная направленность». Согласно Н.В.Кузьминой, она важнейший субъективный фактор достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих ее деятельность. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Профессиональная направленность педагога включает, помимо этого, еще и интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность к занятиям ею, осознание своих способностей. Выделяют как минимум три основных типа направленности педагогической деятельности: истинно педагогическую; формально педагогическую; ложно педагогическую. Истинно педагогическая состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на созидание исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог. По оценке Н.В.Кузьминой, только данный тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. Основной мотив истинно педагогической направленности - интерес к содержанию педагогической деятельности. Кроме того, в педагогическую направленность включается призвание, которое соотносится в своем развитии с потребностью в избранной деятельности. В этом случае педагог просто не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников [2].

Вместе с тем в педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребенка возможно проявление и такой ориентации, как доминирование, или мотив власти. Г.А.Мюррей еще в 1938 г. выделил основные признаки потребности в доминировании и соответствующие ей действия:

- контролировать свое социальное окружение;

- посредством советов, обольщения, убеждения или приказания воздействовать на поведение других людей и направлять его;

- побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;

- добиваться их сотрудничества;

- убеждать других в своей правоте.

Этим желаниям отвечают определенные действия:

- склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать;

- подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия, судить;

- запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы;

- очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду.

Отечественный исследователь Н.А.Аминов отмечает, что в мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти может иметь место, но он всегда должен быть ориентирован на достижение блага для других (помощь через знания). Выявление данного качества важно и для прогноза успешной педагогической деятельности: более удачной будет деятельность альтруистически настроенных педагогов.

Одно из ведущих стержневых образований личности учителя, определяющих ее целостность и готовность к деятельности, составляют профессионально-ценностные ориентации - избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, которое формируется на основе широкого спектра духовных отношений личности во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее. Смысложизненное самоопределение учителя обусловлено его ориентацией на ценности именно педагогической деятельности, на широкую гамму гуманистических социально-профессиональных установок: на избранную профессию как образ жизни и способ ее полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, эмпатии и социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.

В структуре педагогической деятельности мотивации принадлежит особое место: «сильные» и «слабые» специалисты различаются не столько по уровню интеллекта, сколько по уровню и структуре мотивации. Экспериментально доказано, что от наличия в структуре мотивации творческих потребностей зависит результативность педагога-воспитателя. Все это позволяет сделать вывод о том, что продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога.

Делись добром ;)