Понятие мотивации. Мотивация в профессиональной и педагогической деятельности. Гендерные аспекты воспитания

контрольная работа

2.2 Семейные модели

мотивация контроль семейный авторитет

Основа отношений с партнером по браку закладываются в родительской семье, при этом очень важную роль играют оба родителя. Понятно, что мужчина, у которого отношения с матерью носили дружеский характер, не сомневается в том, что он нужен жене и дочери. В том случае, когда мать была к мальчику безразлична, он боится быть покинутым или думает, что любовь надо заслужить, и эти установки переносит в собственную семью.

То же самое можно сказать и об отношениях дочери с отцом: безразличный или жесткий, грубый отец формирует у дочери негативное отношение ко всем мужчинам, которое проявляется в страхе и недоверии к ним. Так и происходит трансляция недоверия между полами, выявленная в известном исследовании О.Здравомысловой и М.Арутюнян «Российское общество: две гомосексуальные субкультуры» в книге «Российская семья на европейском фоне», подготовленной по результатам международного социологического исследования в Институте социально-экономических проблем РАН в 1998 году.

Несмотря на противоречия в ролевых позициях «отец - дочь», представления о взаимодействии у отцов и дочерей совпадают больше, чем у матерей и сыновей. По-видимому, потребность в строгом отце у дочери связана со стереотипными представлениями о традиционно авторитетном и волевом отце-патриархе. За отношением сына к матери также угадывается традиционный взгляд на взаимодействие между мужчиной и женщиной, когда женщина занимает подчиненно-соглашательское положение по отношению к мужчине.

Как известно, родители подают детям пример воспитания. Обратим внимание на роль отца в воспитании будущей матери и возможные варианты взаимодействия ее с собственным сыном. Если у девочки был принимающий отец, то ее взаимодействие с сыном, вероятно, будет носить принимающий характер и до подросткового возраста оно имеет шанс быть успешным. В подростковом возрасте, если мать не будет учитывать, что для сына «принятие» соответствует ее согласию с ним, взаимодействие может оказаться совсем не таким успешным, как у нее с отцом, несмотря на ее старание. Если у матери был строгий и авторитарный отец и если при воспитании сына она будет подражать отцу, то она скорее запугает сына-подростка, чем станет для него авторитетом [6].

Надо также отметить недооценку мужчинами собственной роли в процессе воспитания и перекладывание ответственности за воспитание на мать. Недооценка роли отца в семейной системе приводит к формированию «несчастливых» семейных сценариев у молодых людей обоего пола. У девушек это проявляется в пренебрежительном отношении к мужу, а у юношей не только к жене, но и к самому себе. Неуважение мужчины к самому себе часто проявляется в стремлении к пьянству. («Ты меня уважаешь?» - вопрос, который один пьяница часто задает другому.)

Мужчины с детства не любят и не умеют проявлять свои чувства и слабости перед другими людьми, в том числе близкими, считают, что должны быть авторитетом для дочерей и не имеют право проявлять слабость, впрочем, не исключая эмоциональное тепло и поддержку. В принципе такой подход вполне соответствует ожиданиям дочери.

Для адекватного развития мальчика ему необходимо принятие со стороны матери. Но, чтобы сын ощущал материнское принятие, надо поддерживать его начинания и соглашаться хотя бы в тех случаях, когда это возможно. При безразличии матери к ребенку или частой критике у мальчика формируется представление о том, что любовь необходимо заслужить и добиваться этого можно любым способом или вообще отказаться от безнадежных попыток.

В отношениях с матерью у мужчины проявляется страх потери любви в случае несоответствия материнским ожиданиям, и, по-видимому, этот страх переносится потом на отношения с женой и дочерью, что и приводит к дистанцированию всех троих.

Делись добром ;)