Понятие успешности личности

реферат

2.2 Эволюция понятия успешности в американском обществе. Формирование «американской мечты»

4 июля 1776 произошло событие, оказавшее огромное влияние на весь мир - подписана Декларация независимости североамериканских штатов. Была провозглашена их независимость от Великобритании и образовано новое государство - Соединенные Штаты Америки. И в самом первом государственном документе было провозглашено равноправие всех людей, их право выбирать и менять правительство, их право на свободу и счастье: «…все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись бы под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели использовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа».

Это привело к активизации личного творческого потенциала. Начала формироваться так называемая «американская мечта». Квинтэссенцией американской мечты принято считать представление о том, что каждый человек, обладающий способностями, энергией и трудолюбием, способен честным путем преуспеть в жизни, став добропорядочным и состоятельным человеком. Франк Лунтц в книге "Новая Надежда Американской Жизни" утверждает, что американцы, больше, чем другие народы, верят в то, что успехи человека зависят от его личных способностей и честного труда, а не от изначальной принадлежности к определенному общественному классу или группе. Некогда США представлялись европейцам уникальной страной, где нет королей и дворянства, то есть структура общества и правила поведения в нем не обусловлены сословными различиями. В США никогда не было официальной религии, и всегда процветала религиозная толерантность, что также отличало Соединенные Штаты от подавляющего большинства стран мира. Жизнь американца не сковывали сотни и тысячи формальных и неформальных законов, традиций и обычаев. Таким образом, житель США получал невиданную для остального мира свободу - самовыражения, творчества и предпринимательства. Именно в 19 веке США начали называть "страной свободы", причем это определение исходило отнюдь не от самих американцев.

Во второй половине 19 века плодовитый автор бульварных романов Хорашио Алджер перевел понятие "американской мечты" из религиозной и философской плоскости в сферу массовой культуры. В его романах чистильщики сапог становились миллионерами, таким образом, старая сказка о Золушке, обретшей счастье лишь благодаря счастливому замужеству, приобретала новое звучание. В 1870-1900-е годы США превратились в индустриально развитую страну и стали ведущей промышленной державой мира. Некоторые предприниматели (иногда их называют "баронами-разбойниками") на личном примере продемонстрировали правоту Алджера и стали реальными символами "американской мечты". К примеру, прославленный промышленник Эндрю Карнеги был эмигрантом, происходил из нищей семьи, не получил практически никакого систематического образования, но благодаря собственной настойчивости, таланту, трудолюбию превратился сперва в "капитана" американской экономики, а позже в политического деятеля мирового уровня и крупнейшего филантропа. Появление таких людей, как Эндрю Карнеги, Генри Форд и других еще больше закрепило уверенность американцев в том, что каждый человек может добиться жизненного процветания честным способом.

Сама фраза "американская мечта" появилась из-под пера историка Джеймса Траслоу Адамса, который в 1931 году опубликовал книгу "Эпика Америки". В этот год США переживали тяжелейший экономический кризис - Великую Депрессию. Адамс попросил издателя дать этой книги название "Американская Мечта", однако тот отказался, заявив, что настоящий американец никогда не потратит $3.50 на покупку мечты. Адамс отпарировал, заметив, что настоящий американец всегда готов истратить на мечту все до последней копейки, но издатель настоял на своем. Адамс так описал американскую мечту: "Это мечта о земле, на которой жизнь будет более богатой и более полноценной для всех. Где каждый имеет равные возможности и при желании может полностью реализоваться. Американская мечта - это не только надежда на высокие заработки, но и на общество, в котором каждый сможет добиться наивысших результатов и обрести признание. Эту мечту трудно правильно понять, многие из нас от неё устали и ей не доверяют". После появления книги в продаже термин "американская мечта" намертво закрепился в лексиконе американцев. Историк Луис Дэкер, автор книги «Сделано в Америке», пришел к выводу, что книга Адамса появилась в нужное время и в нужном месте. Американцы нуждались в переоценке ценностей, во вдохновении и глотке оптимизма - фраза Адамса оказалась именно тем лекарством, в котором нуждалась страна. Несмотря на многочисленные пертурбации, которые пережили США за последние десятилетия, мечта выжила. Она приобрела новые оттенки, например, в нее вошло убеждение жителей США о необходимости создания крепкой и дружной семьи, в которой обязательно есть несколько детей. Эта семья должна жить в собственном доме, среди добрых соседей, в окружении домашних животных и владеть автомобилем. Американские исследователи Томас Стэнли и Уильям Данкоo, авторы книги "Сосед-миллионер", выяснили, что большинство миллионеров США ведут образ жизни, мало отличающийся от жизни большинства американцев. Они предпочитают покупать недорогую одежду и автомобили, не тратят много средств на предметы роскоши и развлечения. Есть лишь ряд исключений из этого правила: например, у половины миллионеров жены не работают (в подавляющем большинстве американских семей работают оба супруга).

Однако современное определение «американской мечты», данное в популярном «Политическом словаре» Уильяма Сефайра (Safires New Political Dictionary. Random House, New York, 1993), все еще весьма апологетично: «Американская мечта - идеал свободы или возможностей, который был сформулирован «отцами-основателями»; духовная мощь нации. Если американская система - это скелет американской политики, то американская мечта - ее душа». Впрочем, большинство политологов сходятся во мнении, что дать четкое определение этому весьма размытому термину весьма затруднительно. «Американская мечта, -- пишет, например, историк Ф. Карпентер, -- никогда не была точно определена и, очевидно, никогда не будет определена. Она одновременно и слишком разнообразна, и слишком смутна: разные люди вкладывают разный смысл в это понятие». С одной стороны, в этом понятии очевидна его земная, материальная составляющая, связывающая американскую мечту с этикой преуспевания: Трагедия Гэтсби в том, что его романтические иллюзии связаны с так называемой "американской мечтой", подчинённой идее материального преуспеяния… (БСЭ); Что такое американская мечта? Это мечта о том, как сделать побольше денег. Американская материалистическая философия становится преобладающей доктриной для современного мира и т. п. С другой стороны, достижение успеха (в том числе и материального) всегда связано здесь с упорным трудом. Так что такое американская мечта? Работать до седьмого пота и стать миллионером. "Американская мечта" - это взлет от нищеты к роскоши через упорство, труд, напряжение и т. д.

Кроме того, в понятии «американская мечта» заложено представление о том, что преуспеть в жизни способен каждый человек, обладающий способностями, энергией и трудолюбием, - и притом преуспеть вполне честным путем. Большинство современных философов, анализировавших феномен «американской мечты», приходят к выводу, что ее основой является принцип индивидуальной свободы - свободы самовыражения, творчества и предпринимательства. Иначе говоря, эта вполне «земная» мечта о материальном изобилии базируется на некоем идеальном представлении о жизни, «национальном идеале, где каждая этническая группа может свободно жить, думать и действовать, насколько позволяют им их способности и желания»

Таким образом, зона внимания в понятии «успешность» окончательно переместилась в сторону личных качеств человека.

Делись добром ;)