Понятие экзистенциального вакуума в логотерапии Виктора Франкла

курсовая работа

3.3 Свобода воли

Карл Ясперс называл человека самоопределяющимся бытием. Это значит, что человек в каждый момент времени сам решает, чем он будет с следующий момент жизни. Наиболее ярко это положение выражается в словах Ж.-П. Сартра, сказавшего: «Существование предшествует сущности» (Сартр, Ж.-П., цит. по Ялому, И,, 1980). В человеке нет никаких предзаданных сущностей, которые определяли бы его развитие (Ялом, И., 1980).

В. Франкл выделяет три основных механизма детерминации человеческого поведения:

Биологическая детерминация: естественная предрасположенность человека.

Социальная детерминация: ситуация как «целостность внешнего окружения».

Психологическая детерминация: позиция человека как ответ на действие предрасположенности и ситуации.

(Франкл, В., цит. по Летуновскому, В. В., 2001).

Но, признавая очевидную детерминированность человеческого поведения, Франкл отрицает его пандетерминированность. Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности и к факторам и обстоятельствам внешней среды. Человек может принять или отвергнуть свои влечения, сказать им «нет». Человек может относиться к своей наследственности как к материалу. Организм тогда рассматривается как инструмент, который личность использует для реализации своих целей. Сходным образом определяются отношения между личностью и характером, который сам по себе не определяет поведение человека и зависит от его личности (Тихонравов, Ю. В., 1998). Говоря о социальной детерминации человеческого поведения, Франкл подчеркивает, что ценность поступка обусловлена не только общественными интересами, поскольку, например, ценности переживания сугубо индивидуальны (Летуновский, В. В., 2001). Наконец, хотя человек и не является беспредельно свободным по отношению к внешним обстоятельствам, он может занять по отношению к ним ту или иную позицию (Тихонравов, Ю. В., 1998). Франкл подчеркивает, что даже в такой трагической триаде человеческого существования, как страдание, чувство вины и смерть, можно усмотреть нечто позитивное и жизнеутверждающее, если выбрать правильный ракурс (Франкл, В., 1993).

Он вновь обращается к трехкомпонентной схеме, предлагая рассмотреть три ипостаси человека: homo faber - человек созидающий, является практиком и оперирует двумя категориями: «успех» и «неудача», homo amans - человек любящий, который раскрывает смысл жизни в любви, и homo patiens - человек страдающий, который балансирует между «внутренней гармонией» и «отчаянием». Homo faber оценивает свою жизнь по горизонтальной шкале, а homo patiens - по вертикальной, и тогда категория «внутренней гармонии» по определению ваше категории «успеха». В. Франкл пишет о том, что homo patiens может обрести внутреннюю гармонию даже в случае полной неудачи, и категория «успех» не исключает для него «отчаяния» (Франкл, В., 1993).

Франкл также задается вопросом о том, почему человек свободен. Он находит ответ, вновь обращаясь к идее о трех онтологических измерениях: поведение человека определяется ценностями и смыслами, локализованными в неэтическом измерении и не испытывающими иных детерминирующих влияний. «Человек - это больше, чем психика: человек - это дух», - пишет В. Франкл (Франкл, В.). Отсюда он выводит такие онтологические характеристики человека, как способностью к самотрансценденции и способностью к самоотстранению (Тихонравов, Ю. В., 1998). Самотрансценденция по Франклу - "выход за свои пределы" - к другому человеку или к смыслу. «За этим понятием стоит тот факт, что человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то…». Самотрансценденция - направленностью интенций (стремлений) человека в конечном итоге не на себя, а на кого-то или что-то (Франк, В., 1990). Самоотстранение выражается в возможности человека подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Именно эти две способности позволяют человеку быть самодетерминирующимся существом (Тихонравов, Ю. В., 1998). На этих фундаментально-онтологических фактах основаны две специфические логотерапевтические техники: дерефлексия и парадоксальная интенция. Парадоксальную интенцию можно определить следующим образом: теперь пациент должен хотеть именно того или совершить именно то, чего он всегда так сильно боялся. Дерефлексия представляет собой попытку преодолеть навязчивое самонаблюдение пациента и тем самым «игнорировать» симптом (Франкл, В., 2000).

Франкл подчеркивает, что свобода воли неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой эта свобода вырождается в произвол. Человек может осуществлять свободный выбор, но всегда несет за него личную ответственность. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Проблема ответственности - это узловая проблема логотерапии. Во время визита в Москву в 1986 году В. Франкл говорил, что когда он приезжает к американцам, то всегда советует им напротив статуи Свободы поставить такого же масштаба статую Ответственности (Франкл, В., 1993).

Таким образом, по мысли В. Франкла, основная задача логотерапии - это помощь пациенту в обретении смысла, изменение его отношения к своему страданию; исходным служит тезис о свободе выбора отношения к условиям существования. Сам Франкл выделял пять сфер применения логотерапии, а именно:

В случаях ноогенного невроза, который, как таковой возникает вследствие утраты смысла.

В случаях психогенного невроза, где она применяется в виде дерефлексии и парадоксальной интенции, поскольку различные типы патогенных реакций, для устранения которых её можно применить, никак не связаны с проблематикой смысла.

С неизлечимыми соматогенными заболеваниями, при которых изначально речь может идти только о том, чтобы помочь больному обрести смысл в своём страдании за счёт реализации ценности установки. Врачевание души.

При столкновении с социогенными явлениями - с ощущением бессмысленности, чувством опустошённости и экзистенциальным вакуумом, то есть с явлениями, в отношении которых нельзя применить медицинскую модель, поскольку сами по себе они не являются патологическими, но всё же могут оказаться патогенными, особенно в случаях, когда они приводят к ноогенному неврозу.

И, наконец, пятая сфера применения логотерапии - сфера социогенного сомнения и отчаяния в поисках смысла жизни.

(Франкл, В., 2000)

Подведем итог вышесказанному. Логотерапия В. Франкла - это экзистенциальная психотерапевтическая школа, которая имеет под собой мощное философское основание. Одновременно с этим, концепция воли к смыслу - теория, которая прошла проверку беспрецедентную жизнью. Франкл с самого начал своего профессионального пути сосредоточил свой интерес на вопросах роли смысла в психопатологии и терапии, и из своего опыта пребывания в концлагере он вынес важнейшую мысль: именно устойчивое ощущение жизненного смысла является необходимым условием выживания в невыносимых условиях. Его концепция основывается на трех важнейших принципах: воля к смыслу, свобода воли и жизненный смысл. Стремление найти смысл в человеческой жизни - это основная мотивационная сила человека. Логос, духовное измерение бытия как смысл раскрывается для конкретного человека в конкретной ситуации.

Делись добром ;)