Построение научного исследования
II. Постановка научной проблемы
Постановка научной проблемы - творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний и соответствующей квалификации.
Ставить вопросы, увидеть проблему гораздо труднее и важнее, чем найти ее решение.
Теории в эксперименте непосредственно проверить нельзя.
Теоретические высказывания универсальны. Из них выделяют следствия, которые называют гипотезами
Гипотеза (это научное предположение, вытекающее из теории» которое еще не подтверждено и не опровергнуто) |
||
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ |
ЭМПИРИЧЕСКАЯ |
|
Входит в структуры теории в качестве основных частей для устранения внутренних противоречий в теории, для преодоления рассогласования теории и экспериментальных результатов. Инструмент совершенствования теоретических знаний |
Предположение, подлежащее экспериментальной проверке. |
|
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА выдвигается для решения проблемы методом экспериментального исследования |
По происхождению
1. Для проверки следствий конкретной теории, модели |
2 Основывается не на 3 Для данного случая |
|||
теории, а на принципе: «А почему бы не так?» |
В результате - ФАКТ для данного случая |
|||
По содержанию |
||||
Явления (факты) Установка истины: «А был ли мальчик?» «Может быть его и не было?» СКОЛЬКО СИМВО- ЛОВ удерживает человек одновременно в кратко- временной памяти? |
Связи между явлениями Проверка в корреляционных исследованиях Напр., какая зависи- мость мелкду интеллек- том детей и их родителей? |
Причинные связи между явлениями Включаются независимые переменные и зависимая переменная |
||
Гипотезы |
||||
Научные Предполагаемые решения проблем |
Статистические Утверждение в отношении названного параметра, сформулированного па языке статистики. Гипотеза требует перевода на язык статистики |
|||
Гипотезы должны быть:
а) содержательными;
б) операциональными (потенциально опровергаемыми);
в) формулироваться в виде их альтернатив.
Гипотеза может отвергаться, но не может быть
принятой окончательно. Любая гипотеза открыта для последующей проверки:
Процесс выдвижения и опровержения гипотез -- основной и наиболее творческий этап деятельности исследователя.
Количество "и качество гипотез определяется творческими способностями исследователя.
Вопрос. Чем отличается экспериментальная гипотеза от теоретической?
Ответ. Экспериментальная гипотеза формулируется в виде высказывания типа: «Если..., то...». Кроме того, ее нужно конкретизировать и операционализировать.
Входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте:
а) управляться экспериментатором,
б) регистрироваться непосредственно (или аппаратурой).
Для доказательства любой из закономерностей причинных связей можно привести много объяснений.
В ходе эксперимента количество гипотез ограничивают до двух (основной и альтернативной), что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных.
Эта процедура сводится к оценке их сходства и различия.
Ситуация. Критерий эффективности -- величайшая проблема в любой деятельности. Из-за ошибочного выбора критериев не может быть достигнуто достаточно точного результата.
По каким критериям производится оценка психического явления?
Решение: Критерии в эксперименте выбираются особенно тщательно. Их необходимо проверять на «работоспособность».
По предварительным результатам прикинуть, какой контингент обучаемых, сколько классов, групп необходимо будет включить в экспериментальную работу, чтобы получить статистически достоверные результаты.
Критерии должны удовлетворять следующим признакам:
1) Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в психологии). Оцениваемый признак должен оцениваться однозначно.
2) Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить. Например, если в основе переключаемости внимания лежит подвижность нервных процессов, то они и должны являться критерием оценки.
3) Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлениям. Например, критерий ответа студентов на вопрос «Понравились ли занятия по информатике и вычислительной технике?» некорректен:
а) отвечающие могут «подыграть» исследователю,
б) не всегда учение должно нравиться. Успешность выполнения какого-либо задания может оцениваться по времени, затраченному студентом, и количеству допущенных ошибок.