Предмет и история детской психологии

курсовая работа

4.Теории психического развития ребенка. Краткий исторический обзор

Ч. Дарвин впервые поставил вопрос о существовании особого закона генеза. Геккель сформировал знаменитый биогенетический закон: в ходе внутриутробного развития животные и человек выполняют кратко те стадии, которые проходит данный вид в своём филогенезе.

С. Холл (теория рекапитуляции). Он сформировал подобный закон для послеутробного развития: онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества.

Теория трехступенчатого развития (К.Бюлер). Он выделяет 3 ступени развития: инстинкт, дрессура (формирование навыков), интеллект.

И.П. Павлов показал, что существуют и приобретённые формы поведения - развитие человека стало сводиться к проявлению инстинктов и дрессуре.

Под влиянием З.Фрейда выдвинулась теория, в которой в качестве основного принципа лежал принцип удовольствия. Приобретённые формы поведения возникают не прямо под влиянием наследственности, а под воздействием окружающей среды.

Теория конвергенции 2-х факторов (В.Штерн). Психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями.

Гезел: Развитие не простая функция, а самообуславливающийся процесс, поскольку развитие - приспособление ребенка к окружающей социальной среде, т.е. адаптация.

Теория стадиального развития психики (Жан Пиаже). Развитие психики ребенка совпадает с развитием его интеллекта. В ходе развития происходит трансформация совершаемых операций по пути от системы внешних действий к целостным структурам во внутреннем плане.

Эпигенетическая теория развития личности (Э.Эриксон). Человек имеет биосоциальную природу. Центральным интегративным качеством личности выступает психосоциальная идентичность. Идентичность базируется на принятии человеком целостного «образа-Я». [6].

В конце 30-х годов Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ - исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности. В 1941 г. Н.Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин "социальное научение".

Теория деятельности А. Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз - от деятельности к функции.

Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план.

Л.С. Выготский - культурно-историческая теория развития высших психических функций. Строя свою теорию Выготский имел ввиду процесс развития познавательных функций человека - восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления.

Делись добром ;)