Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний спортсмена

курсовая работа

Введение

Проблема самооценки прочно заняла место среди наиболее актуальных в познании человека. Она широко обсуждается в психологии, где собран большой теоретический и экспериментальный материал, раскрывающий феномен оценки себя человеком. Однако современная психология ещё далека от полной экспликации этого конструкта. Причин здесь несколько. Во-первых, как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке нет строгого и принятого всеми определения, понимания данного феномена. Во-вторых, нет общего мнения относительно того, каково место самооценки в архитектуре самосознания, «Я-концепции». Таким образом, изучение самооценки в настоящее время находится не в лучшем положении из-за путаницы в концепциях и недостатка соответствия между теорией и операциями её измерения.

Имеется мнение, что указанный концепт представляет нечто эфемерное и его сложно рассматривать эмпирически, однако признаётся при этом, что феномен самооценки играет важную роль в поведении человека. В то же время, несмотря на имеющиеся различия в понимании предмета, психология на сегодняшний день вполне может интегрировать имеющиеся понятия, представления о нём в целостную систему для последующего изучения феномена оценки себя человеком, выстраивая определённую систему знаний о нём и формируя объективно сложившееся проблемное поле в его изучении [1, с. 224-226].

Самооценка и уровень притязаний являются довольно распространёнными конструктами, с которыми работают психологи. Однако в многочисленных работах, посвящённых изучению данных образований, неоправданно мало внимания уделяется вопросу о характере взаимосвязи самооценки и уровня притязаний. Более детальное исследование вопроса о соотношении параметров самооценки и уровня притязаний очень важно ввиду значимости не только для фундаментальной (общей) психологии, но и для клинической (при рассмотрении причин психосоматических заболеваний), а также для возрастной, так как феномен расхождения фиксируется уже с возраста пубертата [2, с. 18].

Целью данной работы является изучение взаимосвязи таких характеристик личности, как самооценка и уровень притязаний, их обоюдное влияние на поведение спортсмена, а также на его спортивные результаты; проведение исследования, задачей которого является определение наличия корреляции между высоким уровнем притязаний и высокой самооценкой спортсмена.

Задачи же следующие:

1) изучение влияния уровня притязаний на спортивный результат выступления в соревнованиях

2) изучение влияния регуляторной и защитной функции самооценки на поведение и результаты спортивной деятельности

Практическое значение этой работы заключается в разработке материала, который будет необходим и полезен при индивидуализации приёмов управления спортивной деятельностью. Это касается форм общения со спортсменом: стиль общения, постановка соревновательных целей, элементы эмоциональной поддержки, характер секундирования [3, с. 32].

Знание совокупности личностных, типологических и индивидуально-психологических особенностей позволяет устанавливать специфику индивидуального стиля выполнения спортивной деятельности: особенности разминок и тренировочного режима, планирование содержательной стороны тренировочных занятий, особенности подхода непосредственно к соревнованиям, проявление требовательности, которое обязательно должно быть адекватным, что является незаменимым компонентом в подготовке спортсмена, который претендует на достижение высших результатов.

Актуальность этой работы обусловлена прежде всего ситуацией в спорте высших достижений, которая сложилась в последние десятилетия - спортсмены показали максимальные результаты, которые только может показать человек в силу своих физиологических качеств и характеристик, поэтому теперь для победы стала необходима и психология, что признаётся уже повсеместно во всём мире. Уже не для кого не секрет, что когда выступают два спортсмена с идентичными характеристиками физиологического развития и одинаковым уровнем подготовленности к соревнованиям, выиграет тот спортсмен, с которым работал квалифицированный психолог.

Данной проблемой занимались следующие авторы: К. Роджерс «Развитие Я - концепции», Р.Эммонс «Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности» [7], Р. Сингер «Мотивация и уровень притязаний спортсмена» [8], Л.В. Бороздина «Самооценка и притязания», Е.С. Зинько «Самооценка и её параметры» [1], Т.О. Гордеева «Психология мотивация достижения» [6].

самооценка притязание мотивация спортсмен

Делись добром ;)