logo
Принятие роли в юношеской группе в зависимости от уровня идентичности

1.1 Особенности юношеского возраста

Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности; появляется способность к усвоению конвенциальных ролей, норм, правил поведения в обществе.

Период юности - период самоопределения, это основная задача юношеского возраста. В качестве главного результата самоопределения исследователи рассматривают потребность юноши понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. При переходе от подросткового к юношескому возрасту происходит изменение в отношении будущего: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего[4].

Интеллектуальное развитие, происходящее в юности, помогает молодому человеку лучше понять себя и окружающий мир, приводит к интеграции его опыта и созданию более адекватного по сравнению с детским возрастом образа Я.

Для юноши типично стремление быть самим собой, жажда самораскрытия.

Юношам свойственна установка на продление моратория относительно вопросов, связанных с будущим, учебные дела отступают на второй план, а на первый план выдвигаются не связанные с учебой разнообразные виды деятельности [7].

Такой период в жизни старшеклассников при всех его издержках имеет позитивное значение. Задачи личностного и социального самоопределения предполагают специальный период, в течение которого молодые люди получают право экспериментировать, «примериваться» к различным социальным ролям, до определенного момента не отдавая предпочтение ни одной из них.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, в этот период появляется потребность свести все многообразие фактов к немногим принципам, построить стройную систему взглядов на мир, определить свое место в этом мире.

Одно из достижений ступени - новый уровень развития самосознания. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и уникальности. Юноши и девушки сознают себя в качестве неповторимой, не похожей на других личности, с собственными взглядами и оценками. И эту свою личность как нечто особое, не похожее на других, юный человек хочет утвердить среди окружающих людей [6].

Изменившееся отношение к себе, осознание своей особенности сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию, к тому чтобы узнать каков я, к чему способен. Отсюда - саморефлексия, отсюда - рост интереса к самоанализу. Юноша страстно хочет узнать, кто он такой, чего он стоит, на что способен.

В целом, на ступени персонализации, в юности - реальным партнером по общности, с которым каждый отождествляется лично и по-своему, становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей.

Взрослый ценен и значим своей реальной взрослостью, которая содержательно раскрывается, обнаруживает себя через правила, понятия, принципы, способы организации деятельности во всех сферах социально-культурного бытия.

В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его тенденции, с одной стороны, и растущую индивидуализацию - с другой.

Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства, в постоянной готовности к коммуникации.

Об индивидуализации общения свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских связях и общении. Эти тенденции отвечают разным потребностям юношей и девушек: потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли; в самовыявлении и встречном понимании - избирательность.

Юношество самоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности. Развитая рефлексия дает возможность для тонкого вчувствования в собственные переживания, побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременно-холодного анализа и соотнесения интимного с нормативным. Рефлексия выводит молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяет занять позицию в этом мире [8].