Взаимосвязь свойств личности и лидерских качеств у военнослужащих
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования обусловлена практическими проблемами взаимоотношений руководителей с подчиненными. Речь идет не просто о вопросе "руководитль-подчиненный" в его привычном понимании, а о более широком социокультурном подходе к духовному взаимодействию руководителя и подчиненного, об отношении к подчиненному как к субъекту взаимодействия, как к особому "Я".
Данная работа посвящена теоретико-экспериментальному решению вопроса о влиянии взаимосвязи свойств личности и лидерских качеств у военнослужащих, что обусловлено актуальностью проблемы взаимоотношения руководителя и подчиненного в целом.
Исследований, посвященных изучению взаимосвязи свойств личности и лидерских качеств у военнослужащих в социальной психологии по существу не проводилось. Мы считаем, что предлагаемое нами исследование дополнит данные об этой взаимосвязи.
Целью данной курсовой работы изучить взаимосвязи свойств личности и лидерских качеств у военнослужащих
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме «Взаимосвязи свойств личности и лидерских качеств у военнослужащих».
2. Рассмотреть теоретические основы проблемы взаимосвязи свойств личности и лидерских качеств военнослужащих.
3. Определить особенности личности военнослужащего.
4. Определить сущность лидера в воинском коллективе.
5. Выявить определенные свойства личности влияющие на лидерские качества военнослужащих.
6. Доказать гипотезу и сделать выводы.
Объектом исследования военнослужащие
Предметом исследования свойства личности и лидерские качества
Гипотеза исследования: высокая нормативность поведения военнослужащего помогает добиваться лидерства в воинском коллективе.
Методологическая основа исследования:
Исследование базируется на научных трудах по проблеме изучения личности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, Б.Д. Парыгина); по проблеме психических свойств личности (Б.М. Теплов, Э. Кречмер, К. Юнг, Э.Фромм, К. Леонгард); по проблеме личностной стороны лидерства (Г. Тард, Ф. Гальтон, Ю. Дженнингс, Дж. Шнейдер, Т. Хилтон, А. Годиер и др.).
Методы исследования основаны на изучении и конструктивном анализе научной литературы по проблеме курсовой работы. В работе были применены:
а) Тест Кэттелла (16PF-опросник).
б) Социометрия.
в) методика «Лидер».
3. Методы математической и статистической обработки данных:
Коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена.
Экспериментальная база исследования: войсковая часть 18662, общей численностью 46 человек.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены и систематизированы теоретические предпосылки психологического сопровождения развития лидерских качеств военнослужащих.
3. Определена специфика развития лидерских качеств в условиях воинского коллектива.
Практическая значимость Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают реальные предпосылки для успешного прохождения военной службы. Разработанные в курсовой работе научно-практические рекомендации могут найти свое применение в деятельности по подготовке и повышению эффективности командиров, а также могут быть полезны психологам, работающим в организациях по выработке навыков эффективного управления командиров военных структур и руководителей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Курсовая работа выполнена в объёме 99 страниц из них 36 страниц (63-99) занимают ПРИЛОЖЕНИЯ. При написании курсовой работы было использовано 30 основных источников.