Проблема адаптации ребенка-дошкольника к условиям дошкольного учреждения

курсовая работа

1.1 Понятие адаптации. Фазы адаптации

Понятие адаптации многогранно. Сначала мы дадим несколько общих определений. Затем вычленим из них общие моменты, чтобы дать определение адаптации, которое будет применено в нашем исследовании.

Адаптация -- это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Этот процесс позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время максимальное соответствие деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Адаптация социальная - процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта : а). оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б). установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы.

Таким образом, из приведенных определений можно вычленить общие параметры, которые будут использованы в дальнейшем. Во-первых, является динамическим процессом. Во-вторых, в этом процессе выделяется взаимодействие личности с средой адаптации. В-третьих, результатом этого взаимодействия является удовлетворение потребностей и реализация целей личности. В-четвертых, реализация целей и удовлетворение потребностей личности обеспечивается в максимальном соответствии его поведения и деятельности требованиям среды. При этом ребенок учится приспосабливаться к любым обстоятельствам, адаптироваться в любой среде и обязательно приспосабливается к ней.

Очевидно, что столь сложный и неоднозначный процесс требует длительного времени. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и в психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится в среднем три - пять месяцев);

3) Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате чего дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

1) Легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение десяти - пятнадцати дней, то есть ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, а также болеет не чаще обычного;

2) Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, и при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, также может наступить заболевание длительностью около пяти-семи дней, а это и есть признаки психического стресса;

3) Тяжелая адаптация - может длиться от двух до шести месяцев. Ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся у него навыки, а также может наступить как и физическое, так и психическое истощение организма ребёнка.

Приведенные данные с добавлениями сведены нами в двух таблицах, разделенных по писхо-эмоциональным и психо-физиологическим критериям.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка-дошкольника в учреждении, которое приводило бы к наиболее адекватному, и почти безболезненному приспособлению к новым условиям, а также позволяло бы формировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.

Делись добром ;)