Проблема адаптации ребенка-дошкольника к условиям дошкольного учреждения
2.2 Практическая работа, проведенная с родителями
Перед поступлением ребёнка в дошкольно-образовательное учреждение был проведен анкетный опрос родителей с целью выявления психологического микроклимата семьи и эмоционального состояния ребёнка.
Анкеты выдавались родителям на отдельных листах формата А4. Процедура анкетирования проводилась добровольно в индивидуальном порядке. Кроме того, была проведена следующая работа: на дверях кабинета психолога детского сада и группы, куда должны были поступить дети, были вывешены рекомендации, предварительно разработанные нами (См. Глава 1: «1.3 Родители»). Таким образом, родители могли ознакомиться с нашими рекомендациями и принять необходимые меры для более успешной адаптации их детей в ДОУ.
Мы приводим ниже анкету, по которой опрашивались родители поступающего в детский сад ребенка.
АНКЕТА №1
1. Как ваш ребёнок засыпает?
· Быстро
· Медленно
· Требует, чтобы с ним сидели
· Требует, чтобы не гасили свет
2. Как он спит?
· Крепко, спокойно
· Неспокойно
· Вскрикивает
· Плачет
3. Как он просыпается?
· Сразу
· Не сразу
4. В каком настроении просыпается Ваш ребёнок
· Весёлый, спокойный
· Раздражительный
· Грустный
· В слезах
5. Как он ест?
· Охотно, не выбирает пищу, быстро, сам
· Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых
6. Замечаете ли вы проявление страха у Вашего ребенка?
· Да
· Иногда
· Нет
7. Как проявляется страх у ребенка?
· Плачет
· Убегает
· Впадает в ярость
· Зовет взрослых
· Справляется сам
8. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?
· Часто
· Иногда
· Редко
9. Часто ли ребенок плачет?
· Да, часто
· Нет, редко
10. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам?
· Доброжелательный интерес
· Агрессивность
· Безразличие
11. Жалуется ли на сверстников?
· Да
· Иногда
· Нет
12. Какой Ваш ребёнок в общении с другими детьми?
· Уравновешенный
· Терпеливый
· Чуткий
· Уступчивый
· Приветливый
· Вспыльчивый
· Склонный чаще командовать, чем подчиняться
В анкетировании участвовало 4 человека. Один из родителей отказался заполнять анкету.
Результаты анкетирования оказались следующими:
Ш Два ребенка оказались спокойными, радостными, эмоциональными, уравновешенными, доброжелательными. Они, по словам родителей, обладают хорошим сном и аппетитом, охотно идут на контакты со сверстниками.
Ш Третий ребенок склонен чаще командовать, чем подчиняться, возбужденный, плаксивый, раздражительный, неохотно идущий на контакт со сверстниками. По словам родителей, плохо спит и просыпается в слезах.
Таким образом, с помощью анкетирования мы смогли выяснить, каков микроклимат в семье и эмоциональное состояние трех из четырех поступающих в детский сад детей. К сожалению, родители четвертого ребенка отказались идти на сотрудничество. Мы предполагаем, что из-за нехватки информации о ребенке процесс успешной адаптации этого ребенка в ДОУ будет осложнен.
воспитатель родитель адаптация дошкольный