Проблема доминирования в семье (главенство ролей)

дипломная работа

1.3. Типы семей по способу распределения ролей

Как уже говорилось, характер распределения обязанностей по их выполнению между супругами является основанием для деления семей на традиционные и эгалитарные. Причем в традиционном браке роли и обязанности могут жестко распределяться по взаимному соглашению или по нормам, предписанным половыми ролями /Суслова Т.Ф., 1999, с.48/.

Например, М.Ю.Арутюнян предлагает считать традиционной семью, в которой:

а) существует традиционное разделение мужской и женской роли в сфере «вторичных» функций;

б) выражена система норм, обосновывающих это распределение, позиция ответственности за семейные функции;

в) ведущая роль в принятии семейных решений принадлежит мужу; высок авторитет отца, осуществляющего социальный контроль поведения и воспитания детей /Арутюнян М.Ю., 1984/.

Таким образом, можно еще раз подчеркнуть, что традиционная ролевая структура семьи предполагает закрепление за супругами в соответствии с их полом определенных ролей. Жена играет роль матери и хозяйки, а муж, в основном, ответственен за материальное обеспечение, сексуальные отношения и за организацию досуга /Антонюк Е.В., 1999; Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.Н., 1987; Олисаева А.М., 1999 и др./.

Согласно М.Ю.Арутюнян, модернизированная же семейная модель предполагает:

а) эгалитарное распределение ролей в бытовой сфере, основанное на относительном равенстве вкладов супругов во внешнюю деятельность. Позицию совмещения ответственности за выполнение функций семьи;

б) демократическую структуру лидерства;

в) «эгалитарную концепцию семейной жизни», т.е. нормы равенства мужа и жены в семье и вне ее /Арутюнян М.Ю., 1984/.

При этом в отличие от традиционной, эгалитарная ролевая структура не предполагает жесткое распределение ролей по половому признаку. Отметим, что психотерапевт В.Л.Психа предлагает рассматривать распределение ролей через степень равномерности и справедливости распределения.

Эгалитарному браку свойственно равномерное и справедливое распределение ролей. Равномерное, но несправедливое разделение характеризует модель брака, имеющую черты, общие с эгалитарным. Неравномерное, но справедливое распределение свойственно традиционному браку, где «мужские» роли противопоставляются «женским». И, наконец, неравномерное и несправедливое распределение ролей - это прямой путь к разводу /Психа В.Л., 1998, с.53-56/.

Другой подход к систематизации ролей и соответствующих им ролевых структур демонстрирует социолог К.Кирпатрик. Он выделяет роли традиционные, товарищеские и партнеров. Товарищеские роли имеют много общего с традиционными, но отличаются от них выраженной романтической любовью со стороны мужа и заботой со стороны жены.

Роли партнеров требуют равного участия супругов в домашнем хозяйстве и в материальном обеспечении семьи. При этом жена должна быть готова к отказу от рыцарства со стороны мужа /Ковалев С.В., 1987, с.23-24/.

В целом, различные авторы согласны с тем, что сегодня наблюдается активный процесс эгалитаризации внутрисемейных отношений. Но существуют и другие мнения.

Например, в представлениях девочек-лицеисток семья является «буфером», местом самореализации в случае неудачи на профессиональном поприще; муж же представляется равным партнером по браку. С другой стороны, девочки интерната (50% опрошенных) ориентируются на выполнение традиционной женской роли - мать, жена /Белинская Е.П., Куликова И.В., 2000, с.143-144/.

Хотя бы это сравнительное исследование проспективной идентичности подростков говорит, что представления подростков о семье отражают не только особенности их половой принадлежности, но и содержание господствующих или «престижных» социальных стереотипов (последние соответствуют устремлениям среднего класса на Западе), модели жизни родителей, т.е. советской семьи /там же, с.146-147/.

Похожие результаты получены и на взрослой выборке.

Опрос, проведенный в 1996 году в Петербурге и других регионах России, показал, что среди населения возрождается популярность традиционной модели организации семейной жизни, при которой мужчина «…занимается профессиональной деятельностью и финансовым обеспечением семьи, а женщина - домашним хозяйством (40% опрошенных). 57% респондентов ориентированны, тем не менее, на более современную модель семьи с двумя работающими супругами» /Москвичева Н.Л., 2000, с.66/.

В свете этого убедительным кажется высказывание А.М.Олисаевой о том, что многочисленные статистические и опросные материалы свидетельствуют не только о заметном распространении модернизированного варианта патриархальной семьи, «…но и о наличии ее рациональных моделей» /Олисаева А.Н., 1999, с.66/. Они представляют из себя переходную форму семьи, лежащую между традиционной и эгалитарной семьей.

Таков, например, брак - содружество, где жена хотя и выполняет, прежде всего, роли матери и хозяйки, но и огромное внимание уделяет также выполнению роли друга по отношению к мужу /Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., 1987, с.29/.

Таким образом, брак - содружество имеет общее с товарищескими ролями по К.Кирпатрику. Другой вариант переходной формы брака представляют собой роли, распределенные равномерно, но несправедливо.

Существуют разные оценки основных типов браков. Например, В.Н.Дружинин /2000, с.32/ считает, что эгалитарный тип семьи является результатом кризиса семьи как социального института и маскирует ее распад: «Хотя…распространение гомосексуальных отношений, заменяющих семью, наводит на мысль о прогрессивности отказа от семьи…, последствия этого отказа катастрофичны для процесса социализации детей».

С другой стороны, М.С.Пек считает, что четкая дифференциация ролей в семье характерна для поведения пассивно-зависимых психопатов, которые стремятся скорее к увеличению, чем к уменьшению своей взаимозависимости /Пек М.С., 1996, с.98/.

Однако надо сразу оговорится, что нельзя однозначно утверждать, что эгалитарная семья - «хорошо», а традиционная - «плохо», поскольку каждый данный тип семейных отношений характерен для определенного общества, рассматриваемой социальной группы и т.д.

Кроме того, критерием традиционности/эгалитарности семьи Е.М.Роллингз и Ф.И.Най считают участие женщины в материальном обеспечении семьи. При этом Л.Хаас обнаружил, что для эгалитарного распределения ролей имеет значение не столько сам факт работы жены, сколько ее заработок и престижность ее занятия /Антонюк Е.В., 1992, с.28/. Хотя, по Ю.Е.Алешиной /1985, с.27/, в низшем социальном классе женщины работают ради материальных благ и помощи мужу, а в среднем и высшем - ради реализации своих потребностей и интересов.

При этом совмещение женщиной профессиональных и семейных ролей двояко отражается на ее духовных возможностях. С одной стороны, работа способствует обогащению личности, а с другой - ведение хозяйства и воспитание детей, сочетаясь с работой, ограничивает социальное общение и обогащение личности /Голод С.И., 1990, с.20/. Это подтверждает исследование М.В.Сафоновой /1996, с.196/: для успешной карьерной женщины профессиональная и семейные роли являются одинаково значимыми, что часто приводит к конфликту и дисгармонии в семейных отношениях.

И почти к противоположному тезису сводится анализ работ отечественных и зарубежных авторов Т.Ф.Сусловой /1999, с.67/: успехи женщин в профессиональных и общественных сферах способствуют оптимизации ее функций в семье.

Тем не менее, необходимость сочетать профессиональную и семейные роли для некоторых женщин является объективной реальностью. Поэтому, успешное сочетание этих ролей может обеспечить, считают Ю.Е.Алешина и Е.В.Лекторская, позитивное отношение мужа к работе жены /1989, с.88/.

Разобрав представления о семейных ролях и типах ролевых структур, мы можем перейти к рассмотрению проблемы главенства.

1.4. Мотивы признания мужского/женского главенства

Понятие главенства тесно связано с понятиями лидерства и социального доминирования.

Анализируя работы зарубежных ученых первой половины 90-х годов по теме социального доминирования, Д.Майерс делает следующие выводы: «Выступая в качестве лидеров в ситуациях, где нет жесткого распределения ролей, мужчины склонны к авторитарности, а женщины - к демократичности.… Если в организации принят демократический стиль руководства, женщины в качестве лидеров ценятся столь же высоко, как и мужчины.

При авторитарном стиле оценка женщин-лидеров ниже…» /Майерс Д., 1997, с.233/. Также известно, что сейчас глава семьи - не глава «по закону», а лидер, т.е. чье психологическое влияние признается добровольно /Кузнецова Л.М., 1987, с.145/.

Отсюда, предполагая, что особенности доминирования в семье схожи с особенностями авторитета, стиля руководства в коллективе, можно считать, что в эгалитарном браке оба супруга в равной степени могут быть лидерами, а в традиционном - доминировать «больше шансов» у мужчин.

На вопросе линий общения и распределения власти в семье сосредотачивают внимание представители стратегической семейной терапии: «отношения между членами семьи могут быть симметричными или комплементарными. Первые, согласно Хейли…, имеют соревновательный характер, тогда как вторые … дополняют друг друга в борьбе людей за положение и власть» /Коттлер Дж., Браун Р., 2001, с.267/.

Действительно, отечественные исследования позволяют полагать, что высокая доминантность партнеров в дружеских и супружеских отношениях, согласно Н.Н.Обозову и соавтором, приводит к отрицательному влиянию /Волкова А.Н., 1979/.

Это влияние может быть сглажено, т.к. некоторые люди превосходны в роли целевого лидера, устанавливающего стандарты и достигающего цели, а другие лучше подходят для лидерства социального, необходимого для сплачивания, улаживания конфликтов и оказания поддержки /Майерс Д., 1997. С.394/.

Такой подход объясняет, почему один супруг занимается организаторскими функциями, а другой - исполнительными. Под организаторскими функциями Н.Ф.Федотова /1983, с.87-94/ понимает распределение доходов, организацию досуга, обеспечение психологического микроклимата, организацию быта и воспитание детей. Под исполнительными - материальное обеспечение и общественную активность.

Н.Ф.Федотова утверждает, что признание мужем своего главенства базируется в основном на приоритете в материальном обеспечении семьи и успехах в производстве, т.е. в деятельности за пределами семьи. С точки зрения женщин же, для признания главенства мужа не достаточно его исполнения роли главного кормильца. Приписывая мужу роль главы семьи, женщины обращают внимание на его участие в организации досуга, в формировании благоприятного психологического климата, и в меньшей степени - в организации быта и в воспитании детей. При этом для жен важно не столько само участие мужа в этих делах, сколько то, что он участвует в них более активно, чем мужья в других семьях.

Основой для признания главенства жены являлась высокая оценка ее многогранной деятельности в семье (кроме материального обеспечения) как самой женщиной, так и ее мужем. При этом наиболее сильным мотивом признания главенства жены являлся ее авторитет у детей и повседневный труд, связанный с заботой о детях. Существует мнение, что «…чем больше детей, тем менее равноправно распределены обязанности в семье… Время, которое женщины уделяют уходу за детьми и их воспитанию, не зависит от их общественного статуса и образования; отцы занимаются ребенком тем больше, чем выше их образовательный уровень и общественный статус» /Антонюк Е.В., 1992, с.45-46/.

Тогда возможно, что семьи с женским главенством характеризуются наличием детей больше одного и мужа со средним (или ниже) образованием и социальным статусом…

Наряду с мотивом высокой оценки своей семейной деятельности у жен присутствует также мотив признания несостоятельности мужа в организации семейной жизни. В большинстве таких семей главенство жены коррелировало с пьянством мужа.

Видимо, поэтому, по Н.Ф.Федотовой, в семьях с женским главенством наблюдалась низкая удовлетворенность браком (особенно у женщин). Н.Ф.Федотова видит в этом, а также в двойной мотивации вынужденный характер женского главенства.

В целом, семьям с мужским или женским главенством свойственен различный уровень оценок личностных качеств мужа и жены.

В семьях, где «по всем вопросам - равноправие», происходит более гибкое разделение главенства в сферах семейной жизни. Относительно устойчивое преобладание одного из супругов Н.Ф.Федотова наблюдала лишь в трех сферах: материальном обеспечении (мужа), распределении доходов и воспитании детей. Ситуацию в других сферах хорошо описывают А.Добрович и О.Ясицкая /1998, с.75/: «В одних вопросах … главой… является муж, а в других - жена. В нужные моменты они меняются лидерством, и никаких трений в связи с этим не возникает». Т.е. персональное главенство супруга строится как свободное самоуправление, сходное с процессами лидерства в неофициальных малых группах.

Для таких семей свойственны: примерно одинаковый уровень оценок личностных свойств мужа и жены и высокая удовлетворенность семейной жизнью.

С некоторыми результатами Н.Ф.Федотовой может поспорить А.К.Дмитриенко, который констатирует, что сельские мужья «ригидны в своей жизни», а женщины не хотят выполнять роль жены, матери, хозяйки, но стремятся самосовершенствоваться в деятельности вне семьи /Дмитриенко А.К., 1989, с.79/. Но это отражает специфику скорее сельской, нежели городской семьи.

Резюме. Исходя из анализа литературы по вопросам семейной ролевой структуры и социального доминирования, мы приходим мнению, что какая-либо конкретная форма ролевой структуры (РС) не является объективно «лучшей» по сравнению с другими. Это согласуется с утверждением Ю.Е.Алешиной, что традиционализация отношений в «переходные» периоды (стаж брака 6-18 лет) способствует более эффективному решению стоящих перед семьей задач и поэтому «выгодна» семье и положительно связана с удовлетворенностью браком. В «стабильные» же периоды (стаж брака 1-6 и 18 лет) традиционализация не оправдана и должна отрицательно влиять на удовлетворенность браком /Алешина Ю.Е.. 1995/. С одной стороны, такое положение почти аннулирует необходимость изучения ролевой структуры семьи (известно, какие ее типы влияют положительно на какие периоды семейной жизни).

С другой стороны, взгляды супругов на ролевую структуру семьи и главенство исследовались, в основном, как выработанные супругами в процессе переговоров и совместной жизни под влиянием их собственных уникальных представлений.

Нам же интересно, как на становление ролевой структуры и главенства в семье влияет православное учение, отраженное в индивидуальных представлениях супругов.

Глава 2. Особенности православной семьи

2.1. Наука и религия

Перед тем, как рассмотреть понятия, важные в свете нашей темы, мы хотим подчеркнуть противоречивый характер мнений относительно совместимости науки и религии.

Так, западная академическая наука считает материалистический мир единственной реальностью, а любую форму духовных убеждений - отражением недостатка образования, примитивного суеверия или возвратом к инфантильным моделям. При этом «официальная психиатрия не делает различий между мистическими и психотическими переживаниями, считая и то, и другое проявлением психоза /Гроф С., 2001, с.227/.

Похожие мнения можно встретить и в трудах атеистически ориентированных психологов и философов, которые для преодоления веры рекомендуют обращать внимание на удовлетворение потребностей индивида, особенно, потребности в общении /Угринович Д.М., 1986, с.32/. Например, философ Л.Фейербах считает, что христианская любовь призрачно любит человека, а на самом деле - только Бога /там же, с.144/. В целом, эти и подобные им взгляды отражают идеологическую закалку приверженцев тоталитарного режима.

С другой стороны, следует помнить, что атеизм и тоталитаризм подавляют волю человека и развивают противоречивые тенденции его поведения, причем смысл жизни без веры сводится к потребительству /Дымнова Т.И., 1996/.

Освещая проблему соотношения науки и религии, следует вспомнить мнение А.Эйнштейна, писавшего на многие темы помимо физики (от развития языка до вопросов мира на планете). Он считал, что функции религии (убеждения и ценности) и науки (знания и технические способности) расположены на совершенно разных уровнях, поэтому они не могут конфликтовать до тех пор, пока эти уровни ошибочно не смешают. К похожим выводам приходят К.Уилбер / Гроф С., 2001, с.210-211/ и Н.Мэлони /Шоховцова Л.Ф., 1997, с.149/.

Разделяя сферы религии и науки, А.Эйнштейн видит, все же, их взаимосвязь: «Если прерогатива религии - определение цели, то средствам ее достижения - в широком смысле этого слова - религия научилась у науки. Наука, в свою очередь, создается теми, кто вдохновлен стремлением к истине и пониманию» /Дилтс Р., 1998, с.22/

Результатом такого понимания является процесс интеграции психологии и христианства.

2.2. Эпистемология православия

Под термином «эпистемология» понимается теория, система познания, из которой проистекают остальные знания /Словарь…, 1998, с.589/. Тогда в нашем случае эпистемологией православия будет являться система фундаментальных предположений, отличающих православие от других конфессиональных течений и влияющих на уникальный характер православной семьи.

Раскрыть функции православной семьи и брака нам поможет рассмотрение антропологической модели.

Согласно архимандриту Киприану (Керну), православное учение о человеке исходит «… из трех источников: Священное писание, непосредственные мистические прозрения и самостоятельные домыслы богословствующего разума» /Психотерапевтическая …, 1999, с.367/. Эти источники руководствуются, бесспорно, трехчастным пониманием человека, душа которого служит источником духовной жизни: разума, воли и чувства. Дух же выступает как побудитель связи с Богом, как центр богопознания. Т.е. после грехопадения в человеке произошел раскол между душой и телом, душой и духом, между чувством, умом и волей.

Различные виды психотерапии преодолевают расколы: психоанализ, гештальт-терапия - раскол ума и сердца, бихевиоризм - ума и воли. Но эти виды психотерапии не занимаются духовными аспектами, считает Дж.Стренгс. Это происходит, согласно Ф.Е.Василюку, потому что светская психотерапия работает с чувством (например, вины), а христианская - с грехом, т.е. осознанным и оцененным поступком, который и вызывает чувство вины /Шоховцова Л.Ф., 1997, с.149-150/.

Другой способ преодоления раскола - законное православное супружество, которое выполняет три главные задачи:

1. достижение ценности плоти и духа, разобщенных грехом;

2. умножение числа спасенных душ через чадородие;

3. упорядочение сексуальной жизни /Михайлов Ю.П., 2000, с.60-62/

Психотерапевтическая функция семьи также предусматривается православием: «В идеальном христианском браке муж и жена должны ежевечерне исповедоваться друг перед другом и быть совестью друг друга /Христианская…, 1992, с.40/. То же относится и к детям. Фактически, эта функция способствует реализации первой задачи, хотя существуют и другие обязанности супругов, согласно святому Апостолу Павлу:

«Мужие любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и себе предаде за ню» (любовь должна проявляться в кротком, ласковом, не жестоком обращении мужа с женой).

«Жены своим мужем повинуйтеся, яко же Господу: зане муж есть глава жены, якоже и Христос глава Церкве» (повиновение должно быть с полной готовностью и любовью, а не с прекословием) /там же, с.5-6/.

В силу каноничности православия, среди его последователей не существует разногласий по поводу прерогативы мужчины быть способным принимать решения, обеспечивать семью материально, быть арбитром во всех спорах, т.е. быть главой семьи.

С другой стороны, Е.В.Перевозникова, ссылаясь на С.Л.Франкла, считает, что надо учить видеть себя частью «субстанциального Мы». Это согласуется с заповедью «возлюби ближнего своего» - никакого преимущества «Я» перед «Ты», неравенство сохраняется только перед Богом /Перевозникова Е.В., 2000, с.65/. Значит ли это, что православие приветствует эгалитарную ролевую структуру семьи? Скорее речь идет о предупреждении желания партнеров считать себя собственниками того, кого любят.

Тем не менее, православие приписывает роль главы мужчине, не унижая при этом женщину. «Женщина по своему происхождению вторична…. А по достоинству - равна мужу», - говорит Б.В.Ничипоров /1991, с.108/.

В.Н.Дружинин же описывает отношение к женщине в христианстве как противоречивое: женщина занимает субдоминантную позицию по отношению к обоим мужчинам (Отцу и Сыну), но и причастна им. Т.е. женщина является причиной грехопадения мужчины, но при этом Богородица (архетипический образ женского начала) воспитала сына, имеющего божественную миссию. Здесь взгляды западного и восточного христианства совпадают. Однако, в отличие от католической церкви, выделяющей такую ипостась Девы Марии, сексуальная основа которой очевидна, православная традиция возвышает материнское отношение над любовным. Это подтверждается тем, что в нашей культуре эротические отношения между супругами не отрицались, но им и не приписывалась большая значимость /Дружинин В.Н., 2000, с.62-74/. Хотя одним из препятствий для совершения таинства брака в православии является неспособность партнера (-ов) к половому сожитию и чадородию /О православном…, 2000, с.14/.

Следует отметить, что хотя Богородица не влияет сама на ход земных и небесных дел, она - посредница между Богом и людьми, а также находится ближе к последним ввиду своей меньшей причастности к божественной сущности.

При этом Иисус Христос выполняет схожую функцию, но находится иерархически ближе к Богу-отцу, а психологически - ближе к Богородице и поэтому, как и она, способен слышать и заступаться за страждущих и просящих.

Отношения Отца и Сына в христианстве также уникальны в своем роде.

«Существует роковой … ареал в отношениях отца и сына. Следуя ему до конца, сын обязательно должен или убить отца или противопоставиться отцу» /Ничипоров Б.В., 1991, с.106/. Этот сценарий известен психологии как Эдипов комплекс. «Но… Фрейд, будучи неоязычником, в своей приверженности к эллинической мифологеме, намеренно не заметил, что Сын Божий - Иисус Христос препобеждает эти роковые отношения» /там же, с.107/. Христос уничтожает расхождения между отцами и сыновьями. Недаром приводится две родословные Христа у евангелистов Матфея и Луки. У первого он назван Сыном Давидовым и Сыном Авраамовым, а у второго - Сыном Адамовым, Божьим. Т.е. люди, следуя за Христом, «должны отказаться от своей «локальной» родословной и включить себя в состав родового древа человеческого рода, стать сыновьями Адама и тем самым сыновьями Бога…» /Пигалев А.И., 2000, с.28/.

Таким образом, можно возразить на тезис Л.Фейербаха об иллюзорности христианской любви к людям - разве не любовью ко всем людям должны быть движимы индивиды, идентифицируясь со всем родом человеческим?!

2.3. Психологические особенности православной семьи

Среди атеистически ориентированных авторов /Угринович Д.М., 1986/ встречаются свидетельства преимущественно негативного влияния религии на разные сферы жизнедеятельности индивида. Мы не вправе считать валидными эти данные ввиду нескольких их особенностей:

рассматриваются последователи баптизма, чуждого православию, представители тоталитарных сект и реже - православные;

данные приводятся и интегрируются в целях пропаганды. А главная заповедь пропагандиста, согласно П.Лайнбарджеру, говорит о том, что факт - не пропаганда, пропаганда - это интерпретация факта /Горин С.А., 2000, с.464/. Под таким девизом, имея лишь один факт, можно доказать все.

В отечественной психологии эмпирические исследования последовательных приверженцев православной церкви на данный момент локализуются в области изучения детей. Например, изучением особенностей самосознания детей из семей православной и атеистической ориентации занимались Ю.В.Тищенко /2001, с.18-23/ и Е.В.Перевозникова /2000, с.146-151/. Первый автор изучал детей младшего школьного возраста, а второй - подростков. В целом, авторы отмечают в поведении обследуемых (вне зависимости от ориентации семьи) возрастающие с возрастом признаки общей социализации и способности отстаивать свою позицию.

Так, детям из воцерковленных православных семей (ВПС) 5-8 лет свойственны в меньшей степени, чем детям из невоцерковленных семей (НПС) такие негативные симптомокомплексы, как враждебность и трудности общения, а так же конфликтность и депрессивность; тревожность свойственна обеим группам.

Подростки же из православной семьи (которая еще не является воцерковленной!) направлены на духовное развитие и смирение, согласно Е.В.Перевозниковой. Им свойственна меньшая выраженность различных видов агрессии, раздражения, негативизма, а также высокий уровень самообвинения и невысокий - самопринятия, связанный с сильным желанием соответствовать идеальным представлениям о себе. Подростки из семей атеистической ориентации направлены на широкий диапазон ценностей, в том числе, на достижения в сфере общения. В конфликтных ситуациях они склонны больше к соперничеству.

В.Н.Дружинин /2000, с.68/ приходит к выводу, что разделение образа Отца на земного и небесного приводит к отсутствию идентификации с отцом-воспитателем. Следствием этого являются: повышенный уровень притязаний и условия для развития креативности, но также и опасность невротических нарушений.

Мы не претендуем на полное перечисление исследований в этой весьма узкой области. Однако этих данных достаточно, чтобы сделать выводы по нашей теме.

2.4. Выводы

Функции семьи, выделяемые православным вероучением и психологией, находятся в состоянии соответствия и непротиворечия.

Выделяют «земную» и идеальную модели православной семьи. В первой отца олицетворяет Иосиф Обручник, а во второй - Бог. Богословы подчеркивают значение семейных отношений власти, ответственности (в том числе за воспитание детей), любови. Исходя из этого «земная» модель представляет собой детоцентристскую семью. На шкале ответственности члены такой семьи располагаются в следующем иерархическом порядке: отец, мать, сын. На шкале доминирования - сын, мать, отец. В идеальной же семье иерархия ответственности следующая: отец, мать, сын. А по шкале доминирования - отец, сын, мать. Т.е. отец является субъектом власти, а часть ответственности лежит на жене.

«Земная» и идеальная модели кардинально отличаются по способу распределения власти. Поэтому православная психология /Михайлов Ю.П., 2000/ рекомендует делегировать мужу власть. А если конкретной семье это не свойственно, постепенно «приучить» его к статусу главы семьи, приближаясь, таким образом, к идеальной модели. Наивная психология /Волкова И.А., Музыченко В.П., 1993, с.113-114/ согласна с необходимостью таких преобразований, но выделяет формальную форму главенства (мужа) и фактическую (жены). Подобные взгляды приветствуют скорее эгалитарный брак, основа которого - эмансипация женщин.

Переходя к обоснованию гипотез, мы хотим вспомнить, что человеку, следующему православному вероучению, свойственна социальная потребность «жить для других», а также чуткость в различении добра и зла, искание социальной справедливости, любовь ко всем людям и пр. Строя взаимоотношения на этих принципах, муж из воцерковленной православной семьи не сможет «вписываться» в патриархальную модель и оставаться в стороне от участия в традиционно женских делах в семье. Значит, основанием признания его главенства будет его участие в материальном обеспечении семьи, профессиональной деятельности и помощь жене в выполнении остальных ролей.

В семьях же невоцерковленных православных могут встречаться различные варианты ролевой структуры ввиду неглубокого усвоения православных принципов или их превратного понимания. Так, согласно Е.Т.Дубовой /2000, с.31/, в сознании многих, считающих себя православными, христианские идеи уживаются с дохристианскими верованиями. Например, греки со своим культурно-нравственным потенциалом, ознакомившись с Библией, стали почитать змея и осуждать сотворившего мир и осудившего за прикосновение к плодам древа познания /Гумилев Л.Н., 2001, с.185/.

Поэтому главенство мужа в невоцерковленной православной семьи может не сочетаться с альтруистическими тенденциями. Значит, если полагать, что главенство схоже с процессами доминирования в трудовом коллективе, то его основаниями может быть стремление быть над всеми, упорность, доминантность и т.д. вплоть до деспотизма.

Это обоснует наши гипотезы.

Глава 3. Эмпирическое исследование характера главенства и распределения ролей в ВПС и НПС

3.1.Программа исследования

Цель исследования: изучить влияние фактора воцерковленности на особенности ролевой структуры ВПС и НПС.

Задачи исследования:

На основе осуществленного ранее литературного анализа сформулировать гипотезы относительно возможного влияния фактора воцерковленности на особенности ролевой структуры ВПС и НПС.

Подобрать и разработать необходимые методики для проверки гипотез.

Осуществить сбор данных в соответствии с эмпирическим планом, заявленным в гипотезах.

Обработать полученные результаты методами математической статистики.

Обсудить полученные результаты и сделать выводы.

Разработать, ориентируясь на результаты исследования, рекомендации для психологического консультирования членов ВПС и НПС.

Объект исследования: 40 человек: 20 семейных пар, 10 из которых представляют воцерковленные православные семьи (ВПС), и 10 - невоцерковленные православные семьи (НПС). Возраст представителей ВПС колеблется в диапазоне от 22 до 41 года, а возраст представителей НПС - от 24 до 52 лет.

Делись добром ;)