Проблема интеллекта животных в психологических исследованиях

курсовая работа

Введение

В настоящее время становится общепризнанным, что адаптивность поведения обеспечивается не двумя, как это долгое время было принято считать, а тремя факторами: не только инстинктами и способностью к обучению, но также наличием у животных элементарных форм мышления - зачатков наиболее сложной психической функции человека. Говоря о мышлении животных, мы исходим из того, что у человека это явление многогранное. Прежде всего, мышление - это “отыскание нового” , это решение новых задач в неожиданно возникших ситуациях. Согласно более широкому определению, мышление -- это “процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории, составляющие внутреннюю картину его мира” . При этом мы, согласно Н. Н. Ладыгиной-Котс , учитываем, что при рассмотрении высших когнитивных функций животных “...следует отбрасывать все обычно взаимно перемешиваемые понятия, такие как ум, разум, рассудок и заменять их термином “мышление”, подразумевая под этим последним только логическое, самостоятельное мышление, сопровождающееся процессами абстрагирования, образованием понятий, суждений, умозаключений”(11,с.112).

Важный критерий, позволяющий “диагностировать” предположительно разумные акты поведения, содержится в определении А. Р. Лурия . Он акцентировал внимание на той стороне и функции мышления, которая связана с “отысканием нового”. Согласно его определению “акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода, из которой у него нет готового решения -- привычного (т.е. приобретенного в процессе обучения) или врожденного”. С моей точки зрения именно это определение может служить неким критерием при рассмотрении и оценке возможной природы нестандартных актов поведения животных в природе.

Представления о наличии у животных мышления складывалось на протяжении всей истории человечества на базе накопленного опыта, многочисленных фактов, свидетельствующих о “сообразительности”, “разумности” действий многих особей в непредвиденных обстоятельствах. Так, например, Ч. Дарвин описал свои наблюдения за такими эпизодами из жизни собак, которые никак нельзя отнести к проявлениям инстинкта или же к результатам предшествующего обучения. Будет показано, что именно такого рода наблюдения заставили Дарвина уверенно писать о наличии у животных мышления (он употреблял термин reasoning) и об отсутствии “непроходимой пропасти” между психикой человека и животных. На протяжении ХХ в. эти взгляды Ч. Дарвина многократно подтверждались экспериментально.

Важную роль в развитии этих представлений сыграли работы Л. В. Крушинского . Его наблюдения позволили ему не только обнаружить разумные акты поведения собак, но и разработать на этой основе экспериментальные методики, которые позволяли изучать разум животных экспериментальными методами (тест на экстраполяцию и на оперирование геометрическими свойствами предметов). Будет показано, что к настоящему времени разработаны и другие, весьма многочисленные экспериментальные методики, позволяющие исследовать все основные виды мышления, перечисленные ниже:

I. Экстренное улавливание структуры элементарных логических задач (“инсайт” по В. Келеру). Решение новых задач по Л. В. Крушинскому за счет экстренного улавливания их структуры.

II. Экстренная реорганизация элементов прошлого опыта для создания нового решения, независимого от сформированных навыков.

III. Выявление общего алгоритма при решении серии однотипных задач (формирование установки на обучение по H. Harlow).

IV. Операции обобщения и абстрагирования (формирование обобщений на допонятийном уровне, на уровне довербальных понятий, усвоение символов и оперирование ими).

V. Операции логического вывода: (транзитивное заключение; выявление аналогий).

VI. “Макиавеллиевский” интеллект, основанный на понимании взаимоотношений особей внутри сообщества -- социальные знания (social cognition), на наличии самосознания и понимания ментальных состояний других особей (Зорин, Полетаев 2003).

Одна из важных тенденций современных исследований -- комплексный анализ когнитивных способностей животных с помощью разноплановых тестов, относящихся ко всем или большинству указанных категорий, которые позволяют точно оценивать интеллект животных разных групп, подобно тому, как для оценки интеллекта человека во всех его многообразии существуют специальные тесты.

Такой подход позволяет выяснить, могут ли его представители решать только одну какую-то или же самые разные задачи в разной степени связанные (или совершенно не связанные) со спецификой пищевого поведения и другими экологическими приспособлениями.

Благодаря этим исследованиям учёным удалось показать, какие формы мышления имеются у представителей разных групп животных, и как они связаны с уровнем структурно-функциональной организации мозга. Оказалось, что наиболее простые акты мышления доступны даже рептилиям, тогда как человекообразные обезьяны обладают разнообразными способностями, более развитыми, чем у всех остальных позвоночных, и приближающимися к некоторым способностям человека. В частности показано, что при определенных условиях воспитания шимпанзе овладевают простым аналогом языка человека и оперируют им на уровне 2,5-летних детей.

Объектом курсовой работы является развитие психики в филогенезе.

Предмет: особенности развития интеллекта животных

Цель моей работы: изучить проблему интеллекта животных в психологической литературе.

Задачи:

1)Проанализировать литературу по проблеме развития психики в филогенезе.

2) Изучить литературу по проблеме интеллекта животных.

Делись добром ;)