1.1 Основные положения концепции З. Фрейда
За почти 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал концепцию, включающую в себя:
1) первую развернутую теорию личности;
2)обширную систему клинических наблюдений, основанных на его терапевтическом опыте и самоанализе;
3) оригинальный метод лечения невротических расстройств;
4) метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либо другими способами.
Концепция Зигмунда Фрейда включает в себя несколько положений. В том числе, его теория включает в себя топографическую модель психики. Фрейд раскрывал это в работе «Психология бессознательного», где подробно, пласт за пластом, описывает карту психики, в которой можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли, фантазии и сны. Так же, об этом Фрейд говорит в работе «Я и Оно». Что касается снов, Фрейд уделял им особое внимание, считая сновидения - невротическим симптомом. Первоначально Фрейд анализировал именно свои сновидения, выявляя через некоторые из них причину неврозов, устраняя её. Подробно о сновидениях он говорит в труде «Толкование сновидений». Там Зигмунд выдвигает следующее фундаментальное положение: сознательное сновидение - это «искаженный заместитель чего-то другого, бессознательного». [З. Фрейд]. Не только в труде «Толкование сновидений» идет речь о сновидениях, в своих лекциях «Введение в психоанализ» он так же уделяет большое внимание этой теме. Не только сновидения по Фрейду являются симптомами неврозов. Изучая различные отклонения от стереотипов обыденного поведения, странные дефекты и сбои, а также на первый взгляд случайные ошибки и обмолвки, автор приходит к выводу, что они свидетельствуют о глубинных нарушениях психики, о симптомах психоневроза. Анализируя многочисленные случаи таких отклонений, он приходит к выводу, что "граница между нормальным и ненормальным в области нервозности непрочна и что все мы немного нервозны. Подобные симптомы оказываются в силах нарушить питание, сексуальные отправления, обычную работу, общение с людьми". [З. Фрейд.] Фрейд полагал, что простейшими проявлениями детерминизма являются случаи, когда человек забывает, куда положил ту или иную вещь, забывает хорошо знакомое имя или адрес, а также описки и оговорки (так называемый «парапраксис»). Он интерпретировал подобные явления как признаки присутствия неосознаваемых мотивов. Данное предположение он описывал в работе «Психопатология обыденной жизни», заложившая фундамент его теории.
Следующим положением концепции является рассмотрение структуры личности. По мнению З. Фрейда, личность включает в себя три основные структуры: ид, эго и суперэго. Основные положения и принципы психоаналитической теории личности, предложенной и разработанной Зигмундом Фрейдом, излагаются в работе "Введение в психоанализ" (1910). Структура личности по Фрейду имеет три составляющие: - "Оно"- Ид - наиболее примитивная материя, которая охватывает все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего незнающее о реальности; - "Я"- Эго - сознание, которое следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде. - "Сверх-Я"- Суперэго - источник моральных и религиозных чувств, контролирующий «агент», продукт влияния исходящего от других людей.
Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Массовая психология анализ человеческого "Я" (1921) , "Я" и "Оно" (1923).
Огромное значение в концепции Фрейда уделяется стадиям развития психики. 3. Фрейд описывает следующие стадии развития личности: оральная фаза (1-й год жизни), анальная фаза (2--3-й годы жизни), фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет), латентная фаза (с 5--6 лет до 11--12 лет, т.е. стадия полового созревания), генитальная фаза (фаза половозрелости).
Зигмунд Фрейд, занимающийся психоанализом взрослого невротика, раскрывающий слой за слоем психические образования, приходит, наконец, к известным предположениям о детской сексуальности, в компонентах которой он видит движущую силу для всех невротических симптомов последующей жизни. Данное положение он описывает в работах: «Анализ фобии пятилетнего мальчика», «3 очерка по теории сексуальности». Фрейд одним из первых заговорил о том, что все причины неврозов в нашей жизни исходят из детства. Фрейд выдвинул предположение о том, что дети рождаются с сексуальными побуждениями, а их родители предстают в роли первых сексуальных объектов.
«Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии тем, что у них предполагается «половое влечение». Общепринятый взгляд содержит вполне определенные представления о природе и свойствах этого полового влечения. Но у нас имеется основание видеть в этих данных очень неправильное отражение действительности: если присмотреться к ним ближе, то они оказываются полными ошибок, неточностей и поверхностностей. [З. Фрейд]
Как известно, Зигмунд Фрейд является создателем нового направления в психологии и медицине - психоанализа. Значение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины: философское обобщение психоанализа - фрейдизм - стало учением, вторгающимся в сферу философии и культурологии. На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что основными положениями концепции З. Фрейда стали:
1. Предложенная З. Фрейдом «карта психики», включающая в себя сознание, предсознательное и бессознательное.
2. Структура личности, в которую входит Ид, Эго и Суперэго.
3. Стадии развития личности: оральная фаза, анальная, фаллическая, латентная и генитальная фазы.
4. Мнение о том, что через анализ некоторых сновидений можно выявить причину неврозов. Устранить её.
1.2 Взгляд различных ученых на работу З. Фрейда, его концепцию
Когда психология отделилась от философии и во второй половине XIX века стала научной дисциплиной, главной ее целью являлось раскрытие основных элементов психической жизни взрослого человека при помощи метода интроспекции в лабораторных условиях. Это направление, получившее название структурной школы, основано Вильгельмом Вундтом, открывшим в 1879 году первую психологическую лабораторию в Лейпциге. В качестве основной задачи психологии Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей между ними. Поэтому психологи того времени были просто ошеломлены появлением радикально иного подхода к изучению людей, разработанного почти без посторонней помощи Зигмундом Фрейдом, тогда еще молодым венским врачом. Вместо того чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствовавшему в прошлом веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни -- в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.
Изучая вопрос о причинности в объяснении человеческого поведения, Б. Ф. Скиннер заметил, что Фрейд в объяснении причин поведения следовал традиционной модели изучения внутреннего мира человека. Следовательно, только в этом смысле Фрейд может быть понят как теоретик личности, придерживающийся проактивного взгляда на природу человека. Проактивность у Фрейда совершенно не похожа на проактивность сторонников гуманистического или феноменологического направлений. Суть проактивной позиции Фрейда четко отражена в его концепции мотивации: причинность в отношении всех форм поведения заключается в потоке энергии, поступающей от ид и его инстинктов. Люди не выстраивают свое поведение осознанно; скорее психическую энергию генерируют сексуальные и агрессивные инстинкты, что и определяет разнообразие человеческих поступков. Однако индивидуумы не являются проактивными в полном смысле этого слова. Они реактивны в той степени, в какой их инстинкты направляются на внешние объекты, - последние действуют в качестве стимулов окружающей среды, вызывающих то или иное поведение. Например, сексуальные «объекты» в окружении человека инициируют проявление сексуального инстинкта, и это наводит на мысль об оттенке реактивности в теории Фрейда.
Скиннер был не единственным человеком, критиковавшим З. Фрейда. Так, например, Альфред Адлер одним из первых почувствовал, что психоанализ не имеет твердых мировоззренческих оснований, содержит немало внутренних противоречий и держится, во многом, на авторитете своего основателя. Адлер выступил с критикой "сексуальной теории" Фрейда, расценивая ее как биологизаторскую. Он утверждал, что Фрейд недооценивает сознание, придавая слишком много значения бессознательной сфере. Указывал на двусмысленность основополагающих понятий психоанализа: "Если вы спрашиваете, откуда берется вытеснение, вам говорят - от цивилизации, а если вы хотите узнать, почему возникла цивилизация, вам отвечают - от вытеснения". Адлер обвинял Фрейда в использовании "порочного круга" при доказательстве. Фрейд был отчасти прав, когда отвечал Адлеру, что волнующая его проблема несколько напоминает проблему курицы и яйца. Но все же нельзя от нее отделаться и с помощью остроты. Если культура призвана адаптировать человека к природной среде, то почему она репрессивна? Если же она развивается по пути репрессии человеческих влечений, то каков источник этих репрессий? Адлер так же критиковал и структуру личности, предложенную Фрейдом.
Знаменитый пансексуализм З. Фрейда вызвал наибольшую критику, в том числе и со стороны его учеников. Не так давно, М. Фуко в своей «Истории сексуальности в Европе» дал развернутую картину «антифрейдистской сексуальной психологии». Многие считают, что З. Фрейд просто распространил типичное для конца XIX в. запретительное ханжески-викторианское, невротическое отношение к сексу на всю историю человечества.
Вместе с тем, именно пансексуализм З. Фрейда является едва ли не главной причиной невероятного влияния его теории за пределами психологии, прежде всего в искусстве. Налет сенсационности давным-давно минул, а влияние осталось.
В наше время, Фрейд является одним из самых критикуемых и широко обсуждаемых ученых. Его теория до сих пор вызывает бурю эмоций. Однако, нельзя не согласиться с тем, что именно З. Фрейд стал отцом современного психоанализа. Почти все критики З. Фрейда сходились на том, что фрейдовский вариант психоанализа есть миф. З. Фрейда в связи с этим называли не ученым, а гениальным драматургом, Шекспиром XXв., в придуманных которым драмах борются злодей (Оно), герой (Сверх-Я) и все крутится вокруг секса. Правда, с другой стороны, всеобщее принятие этих «драм» как будто доказывает, что нечто в них и впрямь глубоко родственно человеческому сознанию. Отталкиваясь от З. Фрейда, споря с ним, создали свои направления Э. Фромм, А. Маслоу, К. Юнг, В. Франкл и многие другие. Затем, однако, анализ методологических уроков психоанализа привел и к такой постановке вопроса: а где вообще в психологии, тем более в практической психологии, в психотерапии, кончается «миф» и начинается «теория»? Не заключается ли специфика психологии, особенно по сравнению с естественными науками, именно в том, что тут и нельзя в принципе провести грань между мифом и собственно теорией? В этих и многих других работах знаменитого ученого раскрывается проблема соотношения биологического и социального в психике. Выражается это и через сознательное и бессознательное человека, и через сновидения, и даже, структура психики, предложенная З. Фрейдом говорит, нам об этом. В следующей главе мы хотели бы более подробно рассмотреть и проанализировать его работы.
- Введение
- Глава Й
- 1.1 Основные положения концепции З. Фрейда
- Глава ЙЙ
- 2.1 Взаимосвязь биологического и социального через топографическую модель Фрейда
- 2.2 Взаимосвязь биологического и социального в психике через структуру личности, предложенную З. Фрейдом
- 2.3 Взаимосвязь биологического и социального через стадии развития психики, разработанную З. Фрейдом
- Заключение
- Психоаналитическая концепция культуры з. Фрейда
- 2.2 Изучение проблемы в концепции Фрейда и его последователей
- 8 Соотношение сознательного и бессознательного в психики человека. Структурная модель психической жизни з. Фрейда Бессознательное и сознательное в человеке
- О соотношении биологического и социального в психике человека.
- Проблема соотношения биологического и социального в психике и поведении человека
- Вопрос 2. Проблема соотношения социального и биологического в человеке.
- 41.Проблема соотношения сознательного и бессознательного в психике человека. Учение з. Фрейда.
- 41. Проблема соотношения сознательного и безсознательного в психике человека.
- 40.Проблема соотношения сознательного и бессознательного в психике человека. Учение з. Фрейда.