Проблемы возраста человека

курсовая работа

1.2 Основные положения периодизации психического развития психологии

Разделение жизненного пути на периоды, позволяет понять закономерности возрастного развития и специфику отдельных возрастных этапов. Перед психологами до сих пор стоит вопрос, что способствует качественному своеобразию стадий психического развития человека. Содержание, название периодов психологического развития, а также временные границы определяются учеными. Можно назвать многих ученых, которые выделяли разнообразные основания для построения периодизации, например, А. Гезелл, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и др.

Известно, что одной из первых психологических периодизаций была К. Геттинсоном (ученик Холла). Основанием периодизации являлась теория рекапитуляции, а критерием деления детства на периоды являлся способ добывания пищи.

В своей работе «проблема возраста» Л.С. Выготский систематизировал все существующие на то время теории периодизации психологического развития. Ученый разделил все теории на три группы.

В первую группу вошли периодизации, в основе которых лежал принцип аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития, а не расчленения самого развития личности на этапы. К такой группе периодизации принадлежит теория С. Холла, которая создана по аналогии с развитием общества, при этом соотнося их с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма.

Вторую группу составляли периодизации, которые в основе которых был один или несколько признаков развития. Например, вышеназванная теория периодизации П.П. Блонского, который в качестве основания своей периодизации использовал дентицию. К данной группе относятся периодизации З. Фрейда и Ж. Пиаже. Основанием периодизации З. Фрейда является изменение зон, в которых находит удовлетворение либидо. В основе периодизации Ж. Пиаже лежит развитие интеллектуальных структур. Исходя из анализа второй группы теорий периодизации, можно сделать вывод, что в основе названных теорий лежит один критерий развития.

Третью группу, составляют периодизации, которые связаны с выделением существенных особенностей самого развития. Например, периодизация А. Гезелла, который считал, что «плотность» развития с взрослением уменьшаться.

Одними из самых известных и обоснованных теорий периодизации являются периодизации Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского. Далее необходимо проанализировать и дать характеристику теория периодизации психического развития названных ученых.

Теоретики и практики в области психологии широко используют периодизацию Э. Эриксона. В основании периодизации ученого лежат три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного Я. Периодизация развития Э. Эриксона носит название эпигенетической. Центральным в периодизации является понятие самоидентичности, то есть субъективное чувство непрерывной самотождественности. Переход от одной формы самоидентичности к другой и вызывает кризисы идентичности.

Вопросы возрастной периодизации развития психики подробно изучались такими учеными как А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и других.

В основе отечественной возрастной психологии преимущественно лежат работы Л. С. Выготского. В своей работе «Проблема возраста» (1934) ученый рассматривает вопросы по определению возраста, а также предлагает новую периодизацию развития. В основе периодизации Л.С. Выготский, лежит диалектическая моделью развития и идея скачков, то есть процесс перехода к новому качеству. По Л.С. Выготскому в относительно устойчивые, или стабильные периоды ребенок развивается главным образом в результате небольших изменений его личности, которые накапливаются до известного предела, а затем в процессе скачка появляется какое-то возрастное новообразование.

По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются. Л.С. Выготский выделил следующие критические периоды: кризис новорожденности, одного года, 3 лет, 7 лет, 13 лет (подростковый), 17 лет (юношеский).

По мнению Л.С. Выготского развитие в стабильный период способствует возникновению новой структуры личности, то есть новообразования, что нарушает гармонию между ребенком и окружающей его действительностью. Таким образом, возникает противоречие: ребенок с изменившимся строением личности это уже другой человек, его социальное бытие существенным образом отличается от бытия ребенка более раннего возраста.

Л.С. Выготский дает определение кризису. Так, кризис - это кульминация литических микроизменений, которые накапливаются на протяжении предшествующего стабильного периода.

Развитием положений Л.С. Выготского о периодизации психического развития были продолжены в работах его последователей: А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, Д.Б. Эльконина и др.

Новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, в работах А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина называется ведущим. Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе. Можно отметить, что Д. Эльконин предложил одну из наиболее полных периодизаций психического развития. Ученый выделил две стороны деятельности: познавательную и мотивационную. Известно, что в отечественные психологи используют периодизацию Д.Б. Эльконина.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что кризис специфический момент развития, процесс перехода от стадии к стадии, от этапа к этапу, имеющий признаки разрушения старой системы (отношений, действий, связей).

Таким образом, исследования в отечественной возрастной психологии были ориентированы преимущественно на детский и юношеский этапы развития человека, и соответственно, что основные закономерности и механизмы психического развития были сформулированы именно для этого интервала жизни.

Одной из главных составляющих психологического развитие человека является его семья, а также сфера досуга. Самостоятельная профессиональная деятельности человека связана с еще одной детерминантой развития - это ценность саморазвития.

Делись добром ;)