Проблемы игровой деятельности у детей с речевой патологией

курсовая работа

1.1 Игра в онтогенезе

Игра занимает существенное место в жизни ребенка-дошкольника, оказывая значительное влияние на его развитие: ориентацию в общих смыслах человеческой деятельности, способность действовать в плане представления[6, c.92]. Сложный многоаспектный феномен детской игры всегда вызывал интерес исследователей (психологов и педагогов).

Психология детской игры ориентирована в основном на изучение центральных тенденций становления игры в дошкольном детстве. Эти тенденции касаются мотивационного аспекта игры: реализации стремления ребенка «быть взрослым», проявляющейся в движении от воссоздания в игре действий взрослых к воссозданию отношений между людьми[25,c.29]; когнитивных аспектов игры: развития механизмов игры от замещающего предметного действия к вербальному, развития способности к репрезентации связей и отношений реальности от моделирования в игре отдельных эпизодов к связным сюжетам.

К старшему дошкольному возрасту игра детей становится сложным образованием, в котором переплетаются разные составляющие игры (роли, действия и их последовательности, игровые предметы). Ребенок совершенствует свою способность к замещающему действию от предметного до вербального, приобретает способность к выстраиванию сюжетных комбинаций, характеризующихся все большей внутренней связностью.

Вместе с тем, имеются существенные различия в развертывании сюжета между детьми, достигшими данного этапа игры, проявляющиеся в дифференциации форм игры (по признаку преобладания предметного или вербального замещения) и в предпочтении детьми тех или иных средств развертывания сюжета, т.е. различия, связанные с когнитивными аспектами игры.

Эти различия не могут быть интерпретированы только в русле общих закономерностей становления игры в онтогенезе; для их понимания требуется выход в более широкое пространство когнитивных процессов[22,c.41].

Индивидуальные особенности развертывания сюжета игры детьми, степень их устойчивости, связь их с особенностями когнитивных процессов не были предметом специальных исследований. Тщательное изучение этих вопросов, лежащих на пересечении психологической теории детской игры и дифференциальной психологии, может внести вклад в обогащение научного знания в обеих этих сферах.

В отечественной психологии и педагогике получило признание положение о том, что развитие игровой деятельности ребенка связано с формообразующими влияниями [21,c.62]. Игровая деятельность складывается у ребенка в результате стихийных или целенаправленных воздействий среды, которую образуют специфические игровые образцы и предметно-игровая среда. В рамках концепции формирования игры в дошкольном детстве, разработанной Н.Я. Михайленко, было показано, что наиболее полно ребенок овладевает игровой деятельностью, если ему целенаправленно и поэтапно передаются усложняющиеся средства (способы) построения игры. Для старшего дошкольного возраста задача целенаправленного формирования игры связывается (в соответствии с закономерностями становления игры) с формированием общего способа творческого построения сюжета игры - сюжетосложения.

Современная концепция ориентирована на основные тенденции становления игры в дошкольном детстве; в рамках этой концепции разработана система педагогических приемов, продвигающих ребенка от одного этапа становления игры к следующему, более высокому[25, c.103].

Факты, указывающие на индивидуальные предпочтения, различия в развертывании сюжета игры детьми старшего дошкольного возраста, заставляют расширять педагогическую задачу, делают ее более сложной: необходимо формировать и поддерживать сюжетосложение у старших дошкольников и одновременно обеспечивать условия для свободного проявления индивидуальных особенностей детей в этом процессе.

Эта задача особенно актуальна в настоящее время, когда отечественная дошкольная педагогика перестраивается в направлении гуманизации образовательного процесса, переходит к личностно-ориентированным программам, в которых подчеркивается необходимость ориентации не только на общие возрастные нормы развития, но и на индивидуальные особенности детей.

Изучение индивидуальных особенностей детей в игре дает возможность более дифференцированно подойти к педагогической организации игры в детском саду. Если специфические игровые образцы взрослого, играющего вместе с детьми, ориентированы на передачу всем детям общего способа построения игры на определенном возрастном этапе (Н.Я. Михайленко), то возможность реализации ребенком своих собственных предпочтений, индивидуальных особенностей в развертывании сюжета в большей мере связана с организацией предметно-игровой среды.

Исследование индивидуальных особенностей детей в развертывании сюжета игры, определение условий организации предметно-игровой среды, поддерживающей сюжетосложение и одновременно способствующей свободному проявлению индивидуальных особенностей детей, необходимы для разработки конкретных рекомендаций для практической педагогики.

Делись добром ;)