Проблемы социальной психологии и их междисциплинарное значение

курсовая работа

2.1 Социально-психологические вопросы политики

В сферу политических отношений социально-психологические знания стали активно внедряться с тех пор, как были организованы и проведены первые эксперименты, показавшие, что с помощью соответствующей информации можно оказывать определенное влияние на сознание и поведение людей. Такие эксперименты были проведены еще в годы Первой мировой войны, когда с помощью авиации стали разбрасывать пропагандистские и агитационные листовки в тылу противника. Это было фактическое начало так называемой психологической войны, то есть войны с использованием специальных средств воздействия на психологию противника.

Вскоре после окончания Первой мировой войны начинаются экспериментальные исследования процессов формирования и изменения социальных установок людей:

• проверяется влияние восприятия людьми источников информации и их отношения к данным источникам на социальные установки;

• зависимость социальных установок от порядка передачи информации, от представления аргументов и от аудитории.

Данные, полученные в этих экспериментах, в скором времени нашли применение в практике пропаганды и агитации, которая с особой килой развернулась накануне Второй мировой войны в разных странах мира. С особым размахом эта пропаганда действовала, например, фашистской Германии и в бывшем Советском Союзе. Ею активно занимались специальные люди и органы, которые широко использовали соответствующие социально-психологические знания.

После окончания Второй мировой войны, в ходе которой, как известно, велась не только вооруженная борьба, но и психологическая война, повышенный интерес к использованию психологии в политических целях не только сохранился, но еще более укрепился.

Психологическая подготовка современных юристов включает в себя краткое изучение общей психологии как базовой научной дисциплины, необходимое для освоения других областей современной психологии, а также обстоятельное изучение курсов социальной и юридической психологии. Иногда в качестве дополнительных дисциплин на факультативной основе юристам преподаются также медицинская психология и другие, в том числе специальные, области психологии.

Психологическое обеспечение судопроизводства включает в себя использование социально-психологических знаний в практике проведения дознания (расследования совершенных преступлений). Этими знаниями прежде всего должны владеть следователи, поскольку им приходится непосредственно иметь дело с людьми, причастными к преступлениям: подозреваемыми, свидетелями, потерпевшими и другими. К таким людям необходим особый подход, рассчитанный на получение от них объективной и достоверной информации о совершенном преступлении. Здесь практически полезными могут оказаться социально-психологические знания, касающиеся восприятия и понимания людьми друг друга, оказания влияния на людей и другие.

Кроме того, нуждается в социально-психологических знаниях и сама практика организации и проведения суда. Здесь важно обеспечить условия, которые гарантируют установление истины, защиту свидетелей, объективность рассмотрения дела и принятие судом справедливого решения. Известно, к примеру, что на судей может оказать впечатление личность выступающего (прокурора, защитника, обвиняемого, потерпевшего, свидетелей), поэтому важно свести к минимуму всякого рода субъективные влияния на решение, принимаемое судом. Как следователям, так и судьям важно знать, какое влияние эмоции, установки и предубеждения людей могут оказывать на их суждения, уметь распознавать на практике, когда человек говорит правду, а когда скрывает ее, когда он искренен и когда лукавит.

Достаточно широки возможности социальной психологии в деле формирования правосознания людей. Правовые нормы являются одной из разновидностей социальных норм. Они, в свою очередь, изучаются в социологии и социальной психологии. Социальные психологи исследуют процесс становления и изменения социальных норм, рассматривают социальные нормы, их включение в структуру личности и в регуляцию ее поведения. Знания и методы, касающиеся социально-психологических закономерностей формирования и изменения социальных норм, могут использоваться в практике работы с людьми с девиантным поведением, склонными к правонарушениям, а также с теми, кто уже нарушил соответствующие социальные и правовые нормы. Па основе этих знаний может строиться, например, практика правового воспитания детей, формирование правосознания взрослых людей.

С вышеуказанной сферой деятельности смыкается и работа психологов, которые непосредственно трудятся в местах лишения свободы, работают как с осужденными, так и с персоналом пенитенциарных учреждений. Здесь могут быть использованы знания и методы, заимствованные из самых разных областей социальной психологии: психологии личности, психологии малых групп, психологии лидерства, психологии общения, психологии восприятия и понимания людьми друг друга. Кроме того, здесь могут быть задействованы многие методы собственно практической психологии, включая приемы индивидуальной и групповой психологической работы с людьми.

Делись добром ;)