Проблемы формирования элементов математического представления у детей с задержкой психического развития
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методы исследования особенностей ФЭМП у дошкольников с ЗПР
Цель данной работы - рассмотреть особенности использования дидактических игр в процессе ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Подобрать и описать методики исследования ФЭМП у дошкольников с ЗПР.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей элементарных математических знаний у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Сделать выводы об особенностях ФЭМП у детей дошкольного возраста с ЗПР.
4. Предложить рекомендации по ФЭМП у дошкольников с ЗПР.
Объектом исследования является выступает формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом - особенности ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР выявляют недостаточную подготовленность к изучению математики из-за более низкого уровня исходных математических знаний, чем у детей в норме.
В исследовании участвовали 10 детей в возрасте 6 - 7 лет.
База исследования: “Детский сад № 63 комбинированного вида” г. Кандалакша
Методики исследования.
При определении содержания элементарных математических знаний у детей использовалась Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Р .А. Курбатовой , Н.Н. Поддьякова. (М.: Просвещение, 1984.)
Детям предъявлялись задания по следующим разделам.
I. Количество и счет.
1. Умение воспроизводить числовой ряд в прямом, обратном порядке, от заданного числа до заданного:
- считай вперед по одному,
- считай в обратном порядке, до одного;
- считай от двух до шести; от семи до четырех.
II. Счетные операции.
1. Умение присчитывать и отсчитывать по одному, сначала в пределах пяти, затем - десяти:
- сосчитай, сколько будет:
2+1 3-1 7+1 6-1 4+1 5-1 9+1 10-1
2. Умение выполнять сложение и вычитание в пределах 5 и 10 с опорой на наглядный счетный материал и без нее:
3+2 6+3 4-2 8-4 5-3 10-3
III. Решение арифметических задач.
1. На нахождение суммы:
- на дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички.
Сколько стало птичек?
2. На нахождение остатка:
- на дереве сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?
IV. Пространственные представления.
1. Умение показать правую и левую руку у себя:
- какая это рука - правая или левая?
- покажи свою правую (левую) руку.
2. Умение показать правую и левую руку у собеседника.
3. Умение ориентироваться на листе бумаги:
- положи круг слева (справа, вверху, внизу, посередине листа).
V. Знание геометрических фигур.
1. Умение правильно назвать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал:
- как называется эта фигура?
В случае затруднений ребенку предлагалось найти и показать ту или иную фигуру среди имевшегося набора:
- покажи треугольник;
- найди, где овал.
VI. Знание цифр.
1. Умение называть цифры в соответствии с порядком чисел:
- какая эта цифра?
2. Умение называть цифры от единицы до девяти и число десять (в произвольном порядке).
3. Умение обозначить количество предметов соответствующей цифрой:
- сосчитай, сколько всего треугольников, и подбери нужную цифру (предъявлялись три и семь треугольников).
4. Умение соотнести цифру с соответствующим количеством предметов:
- подбери нужное количество кругов к этой цифре. Сколько кругов нужно взять? (Предъявлялись цифры 4 и 8.) Капустина Г. М. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста: Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.: Изд. АПН СССР, 1989. - с. 90