Проблемы формирования элементов математического представления у детей с задержкой психического развития

курсовая работа

2.1 Цель, задачи, гипотеза и методы исследования особенностей ФЭМП у дошкольников с ЗПР

Цель данной работы - рассмотреть особенности использования дидактических игр в процессе ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Подобрать и описать методики исследования ФЭМП у дошкольников с ЗПР.

2. Провести экспериментальное исследование особенностей элементарных математических знаний у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

3. Сделать выводы об особенностях ФЭМП у детей дошкольного возраста с ЗПР.

4. Предложить рекомендации по ФЭМП у дошкольников с ЗПР.

Объектом исследования является выступает формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом - особенности ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Гипотеза исследования заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР выявляют недостаточную подготовленность к изучению математики из-за более низкого уровня исходных математических знаний, чем у детей в норме.

В исследовании участвовали 10 детей в возрасте 6 - 7 лет.

База исследования: “Детский сад № 63 комбинированного вида” г. Кандалакша

Методики исследования.

При определении содержания элементарных математических знаний у детей использовалась Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Р .А. Курбатовой , Н.Н. Поддьякова. (М.: Просвещение, 1984.)

Детям предъявлялись задания по следующим разделам.

I. Количество и счет.

1. Умение воспроизводить числовой ряд в прямом, обратном порядке, от заданного числа до заданного:

- считай вперед по одному,

- считай в обратном порядке, до одного;

- считай от двух до шести; от семи до четырех.

II. Счетные операции.

1. Умение присчитывать и отсчитывать по одному, сначала в пределах пяти, затем - десяти:

- сосчитай, сколько будет:

2+1 3-1 7+1 6-1 4+1 5-1 9+1 10-1

2. Умение выполнять сложение и вычитание в пределах 5 и 10 с опорой на наглядный счетный материал и без нее:

3+2 6+3 4-2 8-4 5-3 10-3

III. Решение арифметических задач.

1. На нахождение суммы:

- на дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички.

Сколько стало птичек?

2. На нахождение остатка:

- на дереве сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?

IV. Пространственные представления.

1. Умение показать правую и левую руку у себя:

- какая это рука - правая или левая?

- покажи свою правую (левую) руку.

2. Умение показать правую и левую руку у собеседника.

3. Умение ориентироваться на листе бумаги:

- положи круг слева (справа, вверху, внизу, посередине листа).

V. Знание геометрических фигур.

1. Умение правильно назвать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал:

- как называется эта фигура?

В случае затруднений ребенку предлагалось найти и показать ту или иную фигуру среди имевшегося набора:

- покажи треугольник;

- найди, где овал.

VI. Знание цифр.

1. Умение называть цифры в соответствии с порядком чисел:

- какая эта цифра?

2. Умение называть цифры от единицы до девяти и число десять (в произвольном порядке).

3. Умение обозначить количество предметов соответствующей цифрой:

- сосчитай, сколько всего треугольников, и подбери нужную цифру (предъявлялись три и семь треугольников).

4. Умение соотнести цифру с соответствующим количеством предметов:

- подбери нужное количество кругов к этой цифре. Сколько кругов нужно взять? (Предъявлялись цифры 4 и 8.) Капустина Г. М. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста: Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.: Изд. АПН СССР, 1989. - с. 90

Делись добром ;)