Программа "Истоки"

реферат

1.3 Показатели развития

К пяти годам ребенок:

- эмоционально реагирует на музыку, испытывая радость от встречи с ней;

- достаточно внимательно слушает ее (короткие пьесы - от начало до конца);

- может определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр, в отдельных случаях - интонационно-мелодические особенности музыкальной пьесы);

- слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы;

- определяет, к какому из трех жанров принадлежит прослушанное музыкальное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных ему инструментов оно исполняется;

- может отразить характер музыки в музыкальном движении, рисунке.

К семи годам ребенок:

- эмоционально и увлеченно слушает музыку и охотно говорит о ней;

- слышит комплекс средств музыкальной выразительности, характеризующих содержание музыки;

- может услышать процесс развития музыкального образа;

- выделяет тембры инструментов симфонического оркестра, ведущие в характеристики музыкального образа;

- определяет жанровую принадлежность произведения;

- определяет форму музыкального произведения.

2. Музыкальное движение

2.1 Характеристика возрастных возможностей

Дети четвертого года жизни, если они посещали ясли, уже имеют некоторый опыт связи движений с музыкой. Естественная для ребенка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее вместе со сверстниками делают музыкальное движение одним из самых любимых видов музыкальной деятельности.

Дети этого возраста различают яркий контраст в музыке, могут попрыгать - «поплясать» под веселую музыку, постоять и послушать грустную. Они воспроизводят образные движения и несложный сюжет под музыку, согласую движения с ее характером («Игра с песком», «Игра в снежки» и т.п.).

В этом возрасте дети плохо ориентируются в пространстве зала и не охватывают его во время движений, стараются держаться вместе, плотной группой, с трудом преодолевая это стремление.

Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей четвертого года даже внешне: у них более пропорциональное сложение, начинает приподниматься свод стопы. Они очень активны, моторны; в окружающем пространстве ориентируются более уверено.

Могут воспроизвести в движении характер более сложной и менее контрастной двух- и трехчастной музыки; самостоятельно определяют жанры марша и танца и выбирают соответствующие движения.

Дети уже овладели некоторыми видами основных движений, могут согласовывать их с яркими средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой, регистром и др.); используют изобразительные и выразительные жесты, мимику при воспроизведении образов животных и птиц, в сюжетных игровых этюдах.

Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой и разнообразный опыт музыкального выразительного движения. Они слышат в музыке и могу передать в движениях не только ее общее настроение, но и темп, динамику, яркий ритмический рисунок, форму. Сюжеты, которые доступны детям для воспроизведения в музыкальных этюдах, становятся более сложными. В них присутствуют не только изобразительные моменты, но и выразительное начало, отражение определенного настроения («Обидели», «Цветок растет, расцветаем и увядает» и т.п.).

На шестом-седьмом году жизни детям доступны более сложные танцы и достаточно развернутые творческие композиции.

2.2 Задачи развития. Содержание и условия педагогической работы

К основным задачам развития в этом случае относятся:

- развитие у детей средствами музыкального движения эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальное восприятие, мышление, память;

- обучение их естественной, свободной и выразительной пластике, умению отразить в ней характер музыки; различным видам основных и танцевальных движений, не добиваясь качественных характеристик их исполнения;

- развитие мышечного чувства в упражнениях на чередование напряжения и расслабления различных групп мышц;

- формирование свободы и выразительной пластики рук;

- формирование чувства музыкального ритма, работая над равномерностью движений, соответствующей метрической пульсации музыки, и воспроизведением несложных ритмических рисунков;

- в музыкально-двигательных этюдах игрового характера использовать выразительную мимику и пантомиму;

- обучение свободно ориентироваться в пространстве зала.

Содержание и условия педагогической работы заключаются в том, что необходимо «окунуть» детей во все многообразие музыки. Пьесы, используемые для движения, должны быть яркими в художественном отношении, «двигательными» и доступными детям по настроению. Музыкальные образы этих пьес - самые разнообразные; средства музыкальной выразительности - ярко контрастные сначала и менее контрастные в дальнейшем. Форма пьес - вначале одно-, двухчастная, к концу четвертого года и на пятом году жизни - трехчастная.

На занятия как можно чаще нужно использовать образные движения, способствующие развитию у детей эмоциональности и выразительности (ребенок изображает зайчика, котенка и других персонажей).

Развивая основные движения, особое внимание следует уделять работе над пружинностью и легкостью в разнообразных видах ходьбы и бега, над свободной рук и всего плечевого пояса.

Очень важно постоянно поощрять индивидуальные творческие проявления детей, побуждая их двигаться по-своему, по-разному; использовать метод сотворчества с педагогом. Здесь также помогают игровые ситуации, в которых ребенок действует в роли какого-либо персонажа.

На четвертом году жизни необходимо проводить специальную работу по развитию ориентировки в пространстве. Нужно помочь ребенку увидеть себя среди детей, в большом зале; помочь уйти от «стайки», научить двигаться в разных направлениях: по прямой, по кругу, врассыпную и т.д. Если не работать над этим, то в дальнейшем рассредоточить детей в пространстве зала, научить их двигаться свободно будет значительно труднее.

На музыкальном занятии с детьми четвертого года жизни очень важен показ движений взрослыми. Поэтому желательно, чтобы с детьми двигался или сам музыкальный руководитель (тогда необходим аккомпаниатор), или хорошо подготовленный воспитатель.

Приоритетное направление работы с детьми пятого года жизни - развитие основных движений. В этом возрасте усваиваются все виды ходьбы, бега, прыжков. Здесь уже меньшую роль играет прямой показ взрослого. Он важен на этапе разучивания, основания движения, а затем достаточно только назвать его. Дети запоминают названия различных основных и танцевальных движений (высокий шаг, спокойная ходьба, легкий бег, мягкий бег, подскок, прыжки, прямой галоп, качание рук и т.п.).

Для занятий по музыкальному движению необходимы:

- просторный светлый зал с нескользким теплым полом и минимум украшений;

- хорошо настроенный музыкальный инструмент (пианино, аккордеон, баян);

- магнитофон с набором аудиокассет;

- музыкальный центр с набором компакт-дисков с классической, народной и современной музыкой;

- набор разнообразных атрибутов для раздачи детям: ленты, султанчики, игрушки, погремушки, колокольчики и т.п.

3. Пение

Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления певческого голоса. Певческие навыки, которые ребенок приобретает легко и быстро, взрослому даются с трудом. Об этом свидетельствуют научные исследования и данные педагогической практики.

Кроме того, в процессе традиционного разучивания песен, когда педагоги работаю фактически только над чистотой интонирования и не занимаются собственно постановкой голоса, у детей стихийно формируются неверные певческие механизмы, плохо поддающиеся перестройке. Хор в детском саду традиционно строится без учета природных типов певческих голосов детей, в то время как эти типы слышны уже в криках новорожденных младенцев. Со всем этим связаны отрицательные характеристики звучания певческих голосов детей-выпускников детских садов, недостатки в интонировании мелодии голосом, большое число детей с низки уровнем слухо-вокальной координации.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться собственно певческий аппарат гортани - появляются вокальные связки и голос приобретает новые, но пока еще скромные возможности.

Все более чистым становится интонирование мелодии голосом. Большинство детей на шестом году жизни могут воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии (3-й этап) и на этом фоне чисто интонировать ее отдельные отрезки (4-й этап). На седьмом году примерно треть детей чисто интонируют мелодию в целом с аккомпанементом (5-й этап) и лишь отдельные дети чисто поют ее без аккомпанемента (6-й этап).

Сам певческий голос пока очень слаб; однако если правильно ведется работа по его постановке, многие дети начинают петь звонко, полетно, легко. Более ярко проявляется присущий ребенку характер звучания певческого голоса; улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание.

Делись добром ;)