logo
Взаимосвязь терминальных и инструментальных ценностей и типов взаимоотношений

2.1 Межличностные отношения, как социально-психологический феномен

Жизнь человека протекает в контексте общественных отношений таких, как семейные, трудовые, законодательные, экономические, политические, этические и многие другие. Межличностные взаимоотношения существуют как бы внутри различных форм общественных отношений. Человек включенные в самые различные межличностные отношения реализует себя в них, решает с их помощью свои задачи, достигает поставленных целей, развивается, наконец.

Подробным рассмотрением вопроса отношений занимался В. Н. Мясищев [34]. Он подчеркивал, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. Эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.

В середине 50-х годов XX в. В.Н. Мясищевым было сформулировано одно из основных понятий в психологической науке «психологическое отношение». Он определил его как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, как систему, которая складывается в ходе истории развития человека, выражает его личный опыт, характер переживаний, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Все составляющие психической организации человека, так или иначе, связываются отношениями. Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В. Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макробытия и микробытия, в котором он живет.

По Мясищеву, у человека отношения имеют сознательный характер и выражены не только во внешнем поведении, но и в образовавшемся на основе этого опыта внутреннем мире человека. [34, c.23].

Тему отношений вслед за В.Н. Мясищевым развивал Б.Г. Ананьев. Он показал, что психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, вытекающую из всей истории его развития и внутренне определяющую его действия и переживания. Отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с их существом, с их смыслом. Отношения личности образуют иерархическую систему, которая играет направляющую роль, определяя социальное функционирование личности [3].

Ученик Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалев, исследуя межличностное общение и отношения, говорит о том, что понимание другого человека не просто означает выделение в нем каких-то поступков или качеств (добрый, умный, решительный, мягкий и т.п.), но и предполагает умение актуализировать для себя всю систему социально ориентированных действий. Только в этом случае понятие будет подлинным средством регуляции поведения по отношению к этому другому. Пока этого нет, субъект не способен к адекватному общению, а знания о другом человеке представляют собой не более чем формализованные пустые абстракции, лишенные психологического содержания. В свою очередь система социально ориентированных действий закладывается по мере развития процессов межличностного познания, во время которых происходит своеобразное отмирание внешних (социально ориентированных) действий субъекта и преобразование их во внутренние (психические). Затем на уровне речевых высказываний это выражается в перерастании суждений от полной субъективности до полной объективности. «По мере формирования внутренних действий появляется возможность познавать других людей, не вступая с ними в реальное взаимодействие, т.е. по принципу интерпретации поведения или внешности. Однако для правильного объяснения того или иного действия или поступка другого человека субъект должен во внутреннем плане актуализировать для себя нужный поведенческий контекст. На самом высшем уровне развития межличностного познания, позволяющем представить другого человека в максимально обобщенных объектных характеристиках, за ним всегда стоит скрытое присутствие субъекта (Цит по: [8, c.42])».

Таким образом, процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межличностных отношений и условия их развития.

Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться.

Межличностных отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. Г.М.Андреева подчеркивает, что существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений является реализацией обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия.

Общественные отношения -- это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межличностных, а межличностные отношения -- это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. [4]

Очень подробно взаимосвязь межличностных отношений и эмоциональных состояний освещается известным отечественным психологом Е.П. Ильиным. Он закладывает в основу межличностных отношений понятие эмоций, чувств и аффектов и предлагает следующее определение понятия межличностных отношений: «…это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека». Им выделяются и описываются виды отношений, в зависимости от испытываемых эмоциональных переживаний, такие как: любовь, вражда, зависть, ревность, дружба, уважение, эгоизм, альтруизм и т.д.

Е.П. Ильин классифицирует виды межличностных отношений следующим образом:

1) официальные и неофициальные, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Если к этому примешиваются личностные взаимоотношения, то они переходят в разряд неофициальных.

2) деловые и личные, возникают в связи с совместной работой людей. Деловыми могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива. Личные взаимоотношения -- это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Личные носят субъективный характер, так как в их основе лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу.

3) рациональные и эмоциональные, здесь критерий отличия, лежащий в основе - разум и расчет или эмоциональное восприятие, при котором часто отсутствует объективная информация.

4) субординационные и паритетные. Одни из них неравноправные (отношения между руководителем и подчиненными), другие же равноправные (люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности). [16, c.194-195]

Так же он раскрывает ряд понятий характеризующих межличностные отношения:

- аффилитация - потребность человека, проявляющаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения с ними. Позитивная сторона аффилиации связана со стремлением к принятию, или собственно аффилиация, а другая -- со страхом отвержения -- негативная сторона аффилиации. Причем, чем меньше выражен страх отвержения, тем больше выражено стремление к принятию, и наоборот;

- остракизм -- это неприятие или игнорирование человека окружающими. В случае остракизма человек лишен возможности реализовать свою потребность в аффилиации (принадлежности). Остракизм играет роль средства регулирования социального поведения, взаимоотношений с людьми. Люди реагируют на остракизм плохим настроением, нервозностью, попытками восстановить отношения или окончательным разрывом;

- одиночество -- это эпизодически возникающее острое переживание беспокойства и напряжения, связанное с неудовлетворенным стремлением иметь дружеские или интимные отношения.

Межличностные отношения включают в себя три элемента когнитивный (гностический, информационный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий (практический, регулятивный). Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях. Аффективный аспект находи свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена.

В соответствии с этими компонентами можно выделить три основных контекста различных исследований феномена межличностных отношений.

1. Познавательные отношения (когнитивный компонент) -- другой как предмет познания. Наиболее ярко это направление представлено в работах А.А. Бодалева и др. В этом контексте другой человек выступает как предмет восприятия, понимания или познания.

2. Эмоциональные отношения (аффективный компонент) -- другой как предмет симпатии. Главной задачей работ этого направления является изучение детерминации эмоциональных отношений между двумя людьми на разных этапах развития этих отношений.

3. Практические отношения -- другой как предмет воздействия. Это направление наиболее приближено к практике человеческих отношений и развивается в основном в русле психотерапии [51]. Это направление делает акцент на субъект - субъектном компоненте восприятия людьми друг друга. Оно имеет и сторонников и противников, впрочем, как и все относительно новые исследования. В этом подходе к межличностным отношениям делается попытка последовательного внедрение принципа деятельности в исследование межличностной перцепции [51]. При этом не отрицается и субъект - объектный компонент. Так, Г.А. Ковалев выделяет три модели воздействия одного человека на другого: