logo
Взаимосвязь терминальных ценностей с когнитивно-поведенческими установками старших школьников

Введение

Чтобы жизнь была интересна, она должна иметь смысл, цели, «направление движения». Если никуда не идешь, не стоит удивляться, если никуда не попадаешь. Люди, знающие свои цели, знают «направление своего движения» по жизни, им есть куда стремиться, и есть, для чего жить. Все мы осознанно или нет, ставим перед собой определенные цели и пытаемся их достигать. Если никаких шагов к целям не делается - это просто мечтания. Постановка цели начинается с того момента, когда мы определяем что для нас важно в ней, чем нам ценна данная цель. То есть ценность цели является ее важной составляющей, благодаря которой мы будем стремиться к достижению цели.

В жизни есть сферы, в которых постановка и достижение цели является основной деятельностью, одним из наиболее ярких примеров является спорт. Воспитывая спортсмена, задача тренера научить его самостоятельно ставить перед собой цели и добиваться их. Для того чтобы достичь высоких результатов в спорте, необходимо начать заниматься им в раннем возрасте. Именно с юных лет у спортсменов формируется характер, и закладываются механизмы достижения цели. Но не только для спортсменов важно уметь ставить перед собой цели. Особенную значимость данный вопрос приобретает в подростковом возрасте, когда молодому человеку предстоит сделать один из самых важных выборов в своей жизни - это выбор будущей профессии.

На постановку и достижение цели огромное влияние оказывает среда, в которой воспитывается личность. Родители и социальное окружение закладывают модели поведения и, так или иначе формируют социальные установки, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем.

Исследования поведения человека при достижении поставленных целей показали, что неудачи являются стрессовыми по своей природе и вызывают состояние психической напряженности, а также конфликт между оценкой своих возможностей и реальными результатами [7]. Серия неудач приводит к так называемой выученной беспомощности. Если действия никак не влияют на ход событий и не приводят к ожидаемым результатам, у человека начинает развиваться установка по типу: "Я ничего не могу изменить" [6].

Стоит задуматься, а на самом ли деле человек не может ничего изменить в своей жизни, или это всего лишь социальная установка, которой тот или иной индивид привык пользоваться? Действительно, как и каким образом, мы добиваемся своих целей? Влияет ли наше поведение и мировоззрение на то, какие цели мы ставим перед собой и как к ним идем?

На наш взгляд, особенно актуальна эта проблема в среде молодых профессиональных спортсменов, жизнь которых подвержена (хоть и опосредовано) влиянию их спортивных успехов и неудач, что само собой влияет на выборы в их повседневной жизни. Исследование проводилось на выборке учеников старших классов, среди которых обычные школьники и профессиональные спортсмены. С помощью нашего исследования, хотелось бы узнать, какие цели ставят перед собой молодые люди, какие способы и стратегии поведения выбирают для достижения этих целей и как их личный опыт влияет на эти составляющие. Возможно, наше исследование станет подспорьем спортивных психологов, которые участвуют в воспитании спортсменов высокого класса, и школьных психологов, которые помогают выпускникам разобраться в себе и найти свой путь в жизни.

Цель исследования: выявление взаимосвязи между терминальными ценностями и когнитивно-поведенческими установками.

Объект исследования: терминальные ценности личности.

Предмет исследования: взаимосвязь терминальных ценностей с когнитивно-поведенческими установками старших школьников.

Гипотеза: существуют особенности в структуре взаимосвязи терминальных ценностей с когнитивно-поведенческими установками старших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе и Государственном Училище Олимпийского Резерва.

Задачи:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме терминальных ценностей.

2. Анализ и изучение атрибутивного стиля и копинг-поведения, как параметров, которые отражают когнитивно-поведенческие компоненты социальных установок.

3. Подбор психодиагностического инструментария актуального теме исследования.

4. Проведение эмпирического исследования, направленного на подтверждение или опровержение выдвигаемой гипотезы.

5. Анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования.

Структура дипломной работы: введение, два раздела, заключение, список использованных источников, заключение, приложения.