Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания

курсовая работа

Глава 3. Анализ и интерпретация результатов социально-психологического исследования

В исследовании приняло участие 40 человек (26 мальчиков и 14 девочек, в возрасте от 16 до 18 лет, учащиеся в АУВК №6 г. Бишкека).

На основании показателей об акцентуациях характера, исследуемые лица были разделены на 2 группы: 1 группа (23 человека) - подростки, у которых были выявлены акцентуации характера; 2 группа (17 человек) - подростки, у которых акцентуаций выявлено не было.

Данные, полученные в результате эмпирического исследования, были проверены на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова - Смирнова

Таблица 1

Проверка эмпирических данных исследования на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова - Смирнова

Переменные

гиперпротекция

гипопротекция

потворствование

игнорирование

чрезмерность требований

недостаточность обязанностей

чрезмерность запретов

недостаточность запретов

чрезмерность санкций

минимальность санкций

неустойчивость стиля воспитания

Mean

5,45

5,6

6,0

4,9

2,8

5,9

5,4

7,2

5,3

2,8

4,9

Std. Deviation

2,08

2,15

2,27

2,04

1,25

2,89

2,41

2,81

2,43

1,23

2,04

Kolmogorov-Smirnov Z

0,738

1,055

0,855

0,976

1,116

0,716

1,006

0,642

1,005

1,118

0,976

Asymp. Sig. (2-tailed)

0,647

0,216

0,457

0,296

0,166

0,684

0,263

0,805

0,266

0,155

0,296

Согласно таблице 1 статистически достоверных отличий от нормального распределения найдено не было.

Поскольку данные по переменным исследования распределены нормально, то для сравнения двух групп был выбран t - критерий по данным обеих методик.

Данные анализа представлены в таблице 2

Таблица 2

Для сравнения двух групп выбран T-критерий Стьюдента по данным методик («АСВ» Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.)

Переменные

группа 1

группа 2

T

P

M

у

M

у

гиперпротекция

6,39

1,94

4,64

1,86

2,86

0,007

гипопротекция

7,04

1,29

3,64

1,41

7,89

0,000

потворствование

7,21

1,78

4,35

1,80

5,00

0,000

игнорирование

2,65

1,26

3,11

1,21

-1,16

0,250

чрезмерность требований

7,69

2,03

3,52

2,03

6,40

0,000

недостаточность обязанностей

4,69

2,34

5,17

1,59

-,730

0,470

чрезмерность запретов

8,65

2,56

5,41

1,97

4,33

0,000

недостаточность запретов

6,39

1,97

4,05

2,35

3,40

0,002

чрезмерность санкций

8,69

2,46

4,87

3,56

4,13

0,098

минимальность санкций

6,24

2,45

3,77

1,98

6,41

0,320

неустойчивость стиля воспитания

4,69

2,34

5,17

1,59

-,730

0,470

Как видно из таблицы 2, значимыми являются различия между 1 и 2 группами по показателям: «гиперпротекция» (t=2.86; p<0,05), «гипопротекция» (t=7.89; p<0,05), «потворствование» (t=5.00; p<0,05), «чрезмерность требований» (t=6.40; p<0,05), «чрезмерность запретов» (t=4.33; p<0,05) и «недостаточность запретов» (t=3.40; p<0,05), «чрезмерность санкций» (t=4.13; p<0,05).

Результаты свидетельствуют о том, что в воспитании родителями первой и второй группы существуют статистически достоверные различия, что даёт нам право делать вывод о том, что воспитание безусловно влияет на развитие акцентуаций у подростков.

Вышеописанные данные свидетельствуют о том, что такие стили воспитания как гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, а также чрезмерные требования к ребёнку, запреты способствуют более выраженному проявлению акцентуаций.

По данным видно, что подростки 16-18 лет, родители которых придерживаются одного из стилей поведения, перечисленных выше, имеют намного более выраженные акцентуации характера, чем их сверстники, родители которых не придерживаются к указанному стилю воспитания.

Делись добром ;)