Взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов социально-психологического исследования
В исследовании приняло участие 40 человек (26 мальчиков и 14 девочек, в возрасте от 16 до 18 лет, учащиеся в АУВК №6 г. Бишкека).
На основании показателей об акцентуациях характера, исследуемые лица были разделены на 2 группы: 1 группа (23 человека) - подростки, у которых были выявлены акцентуации характера; 2 группа (17 человек) - подростки, у которых акцентуаций выявлено не было.
Данные, полученные в результате эмпирического исследования, были проверены на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова - Смирнова
Таблица 1
Проверка эмпирических данных исследования на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова - Смирнова
Переменные |
гиперпротекция |
гипопротекция |
потворствование |
игнорирование |
чрезмерность требований |
недостаточность обязанностей |
чрезмерность запретов |
недостаточность запретов |
чрезмерность санкций |
минимальность санкций |
неустойчивость стиля воспитания |
|
Mean |
5,45 |
5,6 |
6,0 |
4,9 |
2,8 |
5,9 |
5,4 |
7,2 |
5,3 |
2,8 |
4,9 |
|
Std. Deviation |
2,08 |
2,15 |
2,27 |
2,04 |
1,25 |
2,89 |
2,41 |
2,81 |
2,43 |
1,23 |
2,04 |
|
Kolmogorov-Smirnov Z |
0,738 |
1,055 |
0,855 |
0,976 |
1,116 |
0,716 |
1,006 |
0,642 |
1,005 |
1,118 |
0,976 |
|
Asymp. Sig. (2-tailed) |
0,647 |
0,216 |
0,457 |
0,296 |
0,166 |
0,684 |
0,263 |
0,805 |
0,266 |
0,155 |
0,296 |
Согласно таблице 1 статистически достоверных отличий от нормального распределения найдено не было.
Поскольку данные по переменным исследования распределены нормально, то для сравнения двух групп был выбран t - критерий по данным обеих методик.
Данные анализа представлены в таблице 2
Таблица 2
Для сравнения двух групп выбран T-критерий Стьюдента по данным методик («АСВ» Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.)
Переменные |
группа 1 |
группа 2 |
T |
P |
|||
M |
у |
M |
у |
||||
гиперпротекция |
6,39 |
1,94 |
4,64 |
1,86 |
2,86 |
0,007 |
|
гипопротекция |
7,04 |
1,29 |
3,64 |
1,41 |
7,89 |
0,000 |
|
потворствование |
7,21 |
1,78 |
4,35 |
1,80 |
5,00 |
0,000 |
|
игнорирование |
2,65 |
1,26 |
3,11 |
1,21 |
-1,16 |
0,250 |
|
чрезмерность требований |
7,69 |
2,03 |
3,52 |
2,03 |
6,40 |
0,000 |
|
недостаточность обязанностей |
4,69 |
2,34 |
5,17 |
1,59 |
-,730 |
0,470 |
|
чрезмерность запретов |
8,65 |
2,56 |
5,41 |
1,97 |
4,33 |
0,000 |
|
недостаточность запретов |
6,39 |
1,97 |
4,05 |
2,35 |
3,40 |
0,002 |
|
чрезмерность санкций |
8,69 |
2,46 |
4,87 |
3,56 |
4,13 |
0,098 |
|
минимальность санкций |
6,24 |
2,45 |
3,77 |
1,98 |
6,41 |
0,320 |
|
неустойчивость стиля воспитания |
4,69 |
2,34 |
5,17 |
1,59 |
-,730 |
0,470 |
Как видно из таблицы 2, значимыми являются различия между 1 и 2 группами по показателям: «гиперпротекция» (t=2.86; p<0,05), «гипопротекция» (t=7.89; p<0,05), «потворствование» (t=5.00; p<0,05), «чрезмерность требований» (t=6.40; p<0,05), «чрезмерность запретов» (t=4.33; p<0,05) и «недостаточность запретов» (t=3.40; p<0,05), «чрезмерность санкций» (t=4.13; p<0,05).
Результаты свидетельствуют о том, что в воспитании родителями первой и второй группы существуют статистически достоверные различия, что даёт нам право делать вывод о том, что воспитание безусловно влияет на развитие акцентуаций у подростков.
Вышеописанные данные свидетельствуют о том, что такие стили воспитания как гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, а также чрезмерные требования к ребёнку, запреты способствуют более выраженному проявлению акцентуаций.
По данным видно, что подростки 16-18 лет, родители которых придерживаются одного из стилей поведения, перечисленных выше, имеют намного более выраженные акцентуации характера, чем их сверстники, родители которых не придерживаются к указанному стилю воспитания.