Профессиональный стресс сотрудников КГКУ "Спасатель"

дипломная работа

1.1 Профессиональный стресс как социально-психологическая проблема

Впервые феномен стресса был открыт в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье. Этим термином он обозначил неспецифические реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие [10, с.58].

Термин "стресс" (от англ. stress - давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия [4, с.15].

На данный момент существует множество видов стресса: Изобилие напряженных ситуаций в профессиональной деятельности современного человека привело к выявлению такого многообразного феномена, как профессиональный стресс. Последствия профессиональных стрессов оказались настолько негативны для здоровья работника, что сегодня этот вид стресса выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10) [30].

В нашей работе мы подробно остановимся именно на профессиональном (рабочем) стрессе.

В течение последних десятилетий многие учёные такие, как В.А. Бодров [4], А. Блеер [3], Н.Е. Водопьянова [8], Л.Г. Дикая [12], А.Н. Занковский [14], Л.А. Китаев-Смык [17], А.Б. Леонова [24], Н.В. Самоукина [42] и другие изучают феномен профессионального стресса.

профессиональный стресс сотрудник экстремальный

В психологической энциклопедии Р. Корсини и А. Ауэрбаха профессиональный стресс определяется как результат взаимодействия людей и выполняемой ими работы, характеризуемый тем, что с людьми происходят определенные изменения, которые не позволяют им нормально функционировать [39, с.316].

В своих работах А.Б. Леонова пишет, что профессиональный стресс - это стресс, который возникает в ответ на трудности и требования со стороны профессии [24, с.46].

Социальный психолог Кристина Маслач определяет профессиональный стресс как многообразный феномен, выражающийся в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [42, с.75].

Ж. Шарит и Г. Сальвенди определяют профессиональный стресс как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию.

Такой подход, по мнению А.Н. Занковского, позволяет выделить следующие направления исследования стресса:

а) определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваемому виду трудовой деятельности;

б) выявить "желательные области" (как с точки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исследуемых измерений;

в) стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений;

г) определить "вес" каждого из исследуемых измерений [14, с.157].

С. Касл, выделяет две основные линии интерпретации понятия "стресс в труде".

1) В более узкой трактовке стресс - это завышенные требования среды к личным возможностям субъекта, то есть перегрузка работой, которую человек не в состоянии выполнить, сверхстимуляция и тому подобное.

2) В более широкой трактовке стресс - это неадекватность в целостной системе взаимоотношений "человек - среда", которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (другими словами, неиспользование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция). Кстати, это в немалой степени связано с проблемой справедливости в труде (вклад должен соответствовать вознаграждению), а эта проблема напрямую связана с проблемой чувства собственного достоинства работника [25, с.237].

Многие учёные считают, что центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов деятельности. В работах Р.А. Карасик, посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на основании исследований проблемы контроля выдвинута гипотеза, что переживание стресса возникает при взаимодействии между двумя факторами - ответственностью и контролем ("широта работы" и "психологические требования"). Высокую напряженность имеет такая работа (профессия), в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. Автор считает, что "активные" профессии предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (врачи, адвокаты, руководители). Есть профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (или требования с отставленной реализацией) - ученые, архитекторы, ремонтники, - они считаются наименее стрессовыми. Пассивные профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику [4, с.56].

По мнению В.А. Бодрова, из множества моделей профессионального стресса, наиболее известной является так называемая Мичиганская модель (и ее варианты), созданная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США). Эта модель стресса, вызванного социальным окружением, отражает особенности восприятия человеком факторов этого окружения и его реакций, а также возможные последствия влияния этого состояния на здоровье индивида. Индивидуальные различия и элементы социального окружения могут изменять эти отношения. Модель данного стресса представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Мичиганская модель профессионального стресса

Другая модель профессионального стресса предложена Мак Грасом. Согласно этой модели источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная (реальная) ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Эта оценка переходит в фазу принятия решения о проявлении специфической реакции, которой является, главным образом, сознательное поведение, а не сочетание поведенческих, физиологических и психологических реакций, как в модели социального окружения. Хотя эти две модели согласуются между собой, они отличаются типом конечных результатов. Данная модель представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Модель профессионального стресса Мак Граса

По мнению Т. Кокс, модель профессионального стресса включает:

1) требования к индивиду;

2) индивидуальные особенности, навыки и общие способности адаптации к требованиям (личные ресурсы);

3) ситуационные ограничения, влияющие на процесс адаптации;

4) внешняя поддержка.

Абсолютный уровень требований не является определяющим для возникновения стресса. Более важно рассогласование, которое возникает между уровнем требований и личностными ресурсами, причем уровень такого рассогласования может обусловливать либо только функциональную активацию (напряжение), либо при его значительных величинах - развитие стресса [4, с.61].

Общая модель профессионального стресса, отражающая содержание и характер взаимосвязи основных ее компонентов подобно представлена в работе М. Смит и более детально изложена ранее М. Смит и П. Караян. В целом факторы системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками. Если эти краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к значительным негативным последствиям для здоровья и работы. Данная модель представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Модель профессионального стресса М. Смита

Общим для всех моделей профессионального стресса является то, что авторы стремились определить его сущность, главным образом, через регистрируемые параметры.

С этой точки зрения, как отмечает Н.И. Наенко, можно выделить два подхода в изучении этих показателей. Первый подход заключается в прямом сопоставлении психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности.

Второй подход основывается на стремлении изучить психологическую природу стресса, раскрыть психологические предпосылки и закономерности проявления тех или иных внешних реакций, которые рассматриваются лишь как индикаторы психических процессов [31, с.76].

Краткий обзор различных теорий и моделей стресса свидетельствует о том, что каждая из них рассматривает, учитывает преимущественно какую-либо одну сторону многогранной проблемы.

Продвижение вперед в понимании этого явления возможно путем дальнейшего развития отдельных теоретических положений, а также, что очень важно, пытаясь их совместить, сопоставить, дополнить для получения более цельной картины.

Возникновение стресса определяется воздействием на индивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности.

Экстремальные ситуации делятся на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда "наготове", и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне не приятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья [17, с.153]

При кратковременных сильных экстремальных воздействиях ярко проявляются различные симптомы стресса. Кратковременный стресс - бурное расходование "поверхностных" адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации "глубоких". Если "поверхностных" резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации "глубоких" недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то индивид может погибнуть при совершенно неизрасходованных "глубоких" адаптационных резервах [4, с.115].

В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов, описывая состояния кратковременного стресса, отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и так далее [28, с.83].

Длительный стресс характеризуется постепенной мобилизацией и расходованием и "поверхностных" и "глубоких" адаптационных резервов [25, с.247].

Н.В. Самоукина, выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса).

а) Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

б) Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и другое). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

в) Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и тому подобное [37, с.235].

Проведённый В.А. Бодровым анализ материалов об основных причинах развития профессионального стресса, позволил автору составить классификацию характеристик трудовой деятельности, которые могут рассматриваться как вероятные источники стресса.

Причины профессионального стресса по В.А. Бодрову.

1) Организационные характеристики: структура (специализация и разделение труда, централизация управления, соотношение структуры и функции организации, формализация задания, участие в управлении, принятии решения, кадровая политика, продвижение по службе; процессы (цели деятельности - реальность, ясность, противоречивость и так далее, обратная связь о результатах деятельности, профессиональная подготовка, переподготовка); управление (политика найма, оценки деятельности, оплата труда, режим работы, сдвиги рабочих смен, охрана труда и техника безопасности, забота о здоровье, организация рабочего места).

2) Рабочие характеристики: содержание работы (объем работы, то есть величина рабочей нагрузки, сложность задания, наличие проблемных ситуаций, ответственность, опасность задания, информационная загрузка, временные ограничения, способы выполнения действий, проявления творчества, поиска, риска); средства работы (безопасность труда, надежность техники, компоновка приборов на рабочем месте, кодирование информации, разборчивость текстуры, светотехнические особенности приборов, конструкция органов управления); физико-химические и технические условия труда (микроклимат и газовый состав воздуха на рабочем месте, шум, вибрация, освещенность, факторы опасности и вредности, конструкция рабочего места, обзор, досягаемость до органов управления, интерьер, дизайн помещения); социальные условия (психологический климат, совместимость, сплоченность, межличностные отношения, конфликты, ролевой статус, конкуренция, личное доверие, общественное признание, одобрение, социальная ответственность).

3) Индивидуальные характеристики: профессиональные (уровень знаний, навыков, умений, профессиональный опыт, стремление к профессиональному совершенствованию, кризисы карьеры, удовлетворенность профессиональных ожиданий, результатов и целей); морально-нравственные и организационные (нравственная зрелость и устойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, профессиональная ответственность, аккуратность); психологические (трудовая направленность, развитие способностей и профессионально важных качеств, особенности личности, например, тревожность, интернальность-экстернальность, нейротизм, агрессивность, ригидность, интровертированность - экстравертированность, эмоциональная реактивность, склонность к риску и другие, психические состояния, такие как уровень бдительности и готовности, доминантные состояния, фобии, утомление, депрессия, поведение типа А или В); физиологические (острые и хронические заболевания, пороги чувствительности анализаторов, биологические ритмы, функциональная асимметрия парных органов, функциональные состояния (монотония, укачивание, гипоксия и другие), возрастные изменения, вредные привычки; физические (развитие силы, скорости, ловкости, выносливости, антропометрические и биомеханические особенности) [4, с.138].

Для понимания и управления профессиональными стрессами должны учитываться два аспекта содержательной характеристики стресса - процессуальный и причинно-следственный. Они взаимосвязаны, поскольку любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса, так же как любой психологический стресс (внутри - и межличностной природы) находит свое отражение в поведенческой, в том числе и в трудовой, активности человека [25, с. 205].

Неблагоприятное состояние, экстремальные значения факторов (компонентов) организации, содержания, средств и условий деятельности, их чрезмерное воздействие на конкретного индивида, несоответствие его функциональных и профессиональных возможностей, представлений и установок парировать, преодолевать эти неожиданные, интенсивные, длительные воздействия может явиться причиной развития профессионального стресса. Эти причины подразделяются на непосредственные и главные.

Непосредственной причиной можно считать событие, прямым следствием которого является развитие психической напряженности и стресса: например, сложность или опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для здоровья и жизни, отказ системы управления объектом, дефицит времени на парирование ошибочного действия, конфликт с руководством и другие. Чаще всего непосредственные причины стресса бывают связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности.

Главной причиной возникновения стресса являются индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда [45, с.178].

Кроме того, представляется целесообразным выделить большую группу дополнительных факторов жизни и деятельности индивида, сопутствующие, обусловливающие причины, которые предрасполагают к возникновению и усугубляют проявления профессионального стресса. К ним можно отнести несоответствие ряда организационных характеристик деятельности представлениям и установкам конкретного индивида (в области участия в принятии решения, продвижение по службе, наличия информации о результатах деятельности и так далее), наличие недостатков в эргономических свойствах средств деятельности и так далее [45, с.186].

В эту же категорию причин следует включить также как общие (глобальные) социальные и организационные стрессоры (преступность, экономические спады, экологические изменения, политические и военные кризисы, рост безработицы и тому подобное), так и личностные стрессоры (семейные конфликты, потеря близких, юридические и финансовые проблемы, снижение трудоспособности, возрастные и жизненные кризисы и так далее).

Перечисленные факторы определяют общую организацию психического и физического состояния индивида, снижение его устойчивости к воздействию непосредственных и главных причин стресса, ослабление возможностей к преодолению стрессового состояния [4, с.153]

Также Н.В. Самоукина выделяет стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. У каждого человека свой индивидуальный стиль поведения в стрессе. Также индивидуален и сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций. Обычно этот сценарий усваивается в детстве. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:

1) в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то "стрессует" каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;

2) в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);

3) в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное "вызревание" стресса с последующим достаточно быстрым его "раскручиванием" [42, с.189].

Признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса, делятся на три основные категории.

а) Физические. К ним относятся: хроническая усталость, слабость, нарушения сна и дыхания, холодные конечности, повышенная потливость или сухость кожных покровов, аллергические реакции, склонность к частым простудным заболеваниям, изменения аппетита (постоянное чувство голода или полная потеря аппетита), резкие изменения веса, устойчивые нарушения кровяного давления и сердечного ритма, появление болей различного характера. Эти признаки могут быть вначале незначительными раздражителями, но, усиливаясь со временем, привести под воздействием стресса к серьезным заболеваниям.

б) Эмоциональные признаки проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, ощущении потери контроля над собой и ситуацией; в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности, необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам.

в) Поведенческие признаки стресса относятся к особенностям взаимодействия человека с окружающим миром: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, постоянное откладывание дел на потом, злоупотребление алкоголем, курением, лекарственными препаратами, невнимание к внешнему виду, навязчивые движения и так далее [8, с.265].

Таким образом, проведенный нами анализ психологической литературы по проблеме профессионального стресса личности позволил сделать ряд выводов: проблема активно развивается в отечественной и зарубежной литературе; нет четкого и единого определения понятия "профессиональное стресс".

Вслед за А.Б. Леоновой, мы понимаем под профессиональным стрессом, тот стресс, который возникает в ответ на трудности и требования со стороны профессии. Так же имеются исследования моделей, видов, причин и сценариев поведения и признаков профессионального стресса.

Немаловажную роль в возникновении и развитии профессионального стресса играют индивидуальные личностные особенности человека, о которых пойдёт речь в следующем пункте нашей работы.

Делись добром ;)