Профилактика дислексии у первоклассников с задержкой психического развития

дипломная работа

1.2 Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития 7-8 лет

Речь детей с ЗПР качественно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Устная речь детей с ЗПР удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Но все, же имеющиеся нарушения звукопроизношения, (стойкие замены и искажения); фонематическое недоразвитие (трудность дифференциации звуков и несформированность фонематического анализа и синтеза); недоразвитие лексико-грамматического строя (трудность выделения, обобщения и продуцирования слов); нарушение связной монологической речи делают устную речь смазанной, недостаточно отчётливой, что связано с малой подвижностью артикуляторного аппарата.

У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможность перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Так, задержка в формировании фонетического уровня у дошкольников с ЗПР к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи.

Для детей младшего школьного возраста с ЗПР характерно преобладание мономорфных нарушений звукопроизношения. На первом месте среди звукопроизносительных расстройств находятся дефекты произношения свистящих и шипящих звуков. Преобладающими среди нарушений звукопроизношения у детей данной категории являются смешения звуков. Речевой дефект определяется как фонетико-фонематический.

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Нарушение функционирования речедвигательного и речеслухового анализаторов, их взаимосвязи в значительной мере определяет тяжесть звукопроизносительных дефектов у младших школьников с ЗПР. Для детей этой категории характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа. Исследование выявило у детей с ЗПР нарушения кинетической и кинестетической организации двигательного акта в сфере артикуляторной моторики. Овладение произношением фонем в значительной мере зависит от состояния речеслуховой и речедвигательной функций. Точное слуховое восприятие звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию. Вследствие низкой познавательной активности, дети с задержкой психического развития значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи. Семилетние дети с ЗПР по развитию речи оказываются недостаточно подготовленными к школьному обучению. Ограниченность их знаний и представлений об окружающем мире в совокупности со сниженной познавательной и речевой активностью приводит к количественной обеднённости их словарного запаса. В исследованиях отмечаются не только незначительный объём употребляемых слов, но и своеобразие используемого словарного запаса, которое заключается в том, что дети не чувствуют семантической значимости однородных слов и смешивают их по ситуативной близости.

Вывод по 1 главе

1.В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.

2. Речь детей с задержкой психического развития качественно отличается от нормально развивающихся сверстников. Негрубые нарушения звукопроизношения; фонематическое недоразвитие (трудность дифференциации звуков и несформированность фонематического анализа и синтеза); недоразвитие лексико-грамматического строя; нарушение связной монологической речи делают устную речь смазанной, недостаточно отчётливой. Несформированная речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне ограничивает возможность перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей.

3. у детей с задержкой психического развития разного патогенеза при обучении чтению наблюдаются дислексии.

Делись добром ;)