Профилактика дислексии у первоклассников с задержкой психического развития

дипломная работа

2.3 Особенности формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития

Овладение навыками письма и чтения имеет прямую зависимость от характера и уровня сформированности у ребенка с задержкой психического развития устной речи. Следовательно, если в устной речи у детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения в развитии фонетико-фонематической или лексико-грамматической сторон, то и в процессе обучения письменным формам речи у них будут возникать специфические трудности. Особенности формирования навыка чтения у детей с ЗПР выражаются в долговременном и затрудненном овладении техникой чтения, недостаточном понимании смысла прочитанного, трудности восприятия и воспроизведения букв, затруднения в формировании функции фонематического анализа, синтеза, трудности соотношения звука с буквой.

Дети с ЗПР овладевают навыком чтения медленнее, чем нормальные дети. Причинами является то, что у детей с ЗПР удлинен период приема и переработки информации, также удлинен период прохождения информации по проводящим путям в центр, у них медленнее устанавливаются ассоциативные связи в коре - между теми центрами, которые участвуют в чтении: слуховой, зрительный, речедвигательный. Мыслительные процессы замедлены, дети импульсивны, постоянно имеют затруднения при самопроверке. Все это психофизиологическая основа затруднений в овладении навыков чтения нашими детьми. Характерными особенностями при чтении для детей с задержкой психического развития являются:

несформировавшийся правильный способ чтения (побуквенное, причитывание, с большими паузами между словами, чтение про себя, потом выдает целиком);

замены букв, чаще по графическому принципу (Д - Б, д - б);

неправильные способы при чтении стечения согласных (схватил - схатил, сахаватил) - усечение, пропуск, добавление гласных.

Больше всего особенности встречаются там, где дети читают недостаточно понятные слова или длинные слова. Если трудно, они возвращаются к слоговому чтению. При выразительном чтении интонационные части правильно не оформляют, а разрывают на бессмысленные части. Речь часто смазана, нет четкости, понимание прочитанного отстает из-за бедности словаря; пересказ правильный, но неполный; испытывают трудности в установлении смысловых связей и зависимостей.

Формирование навыка чтения у детей с задержкой психического развития имеет свои особенности, это сложный процесс и задача его в том, чтобы научить учащихся слушать слово.

При нарушениях устной речи происходят трудности восприятия и воспроизведения букв, затруднения в формировании функции фонематического анализа (синтеза), трудности соотношения звука с буквой в чтении сложных по структуре слогов, слов, путают сходные по начертанию буквы.

Разнообразные нарушения чтения обусловлены не столько расстройством устной речи, сколько недостаточностью развития ряда психических функций (внимания, памяти, зрительного гнозиса, других психических процессов).

В работах Корнева А.Н. отмечается, что синдром дислексии правомерно включать в широкую клиническую категорию задержек психического развития и расценивать это состояние как специфическую, парциальную задержку психического развития. Это объясняется тем, что помимо основного симптома, синдром дислексии включает явления эмоционально-волевой незрелости, симптомокомплекс сукцессивной недостаточности, церебрастенические нарушения, специфические нарушения внимания, памяти и др. Таким образом, у детей с задержкой психического развития разного патогенеза, как правило, при обучении чтению наблюдаются дислексии.

Делись добром ;)