Профилактика и диагностика агрессивности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

дипломная работа

1.3 Виды, формы агрессии

Х. Хеккаузен констатирует, что единой классификации агрессии и агрессивности нет и создавать ее трудно. Американские психологи А. Басс и А. Дарки выделили пять видов агрессии:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия, которая направлена на другое лицо окольным путем (сплетни, злобные шутки), или агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами и т.п.).

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера поведения. Проявляется в формах от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств через форму и содержание вербальных реакций (крик, визг, угроза, проклятие, ругань).

Вербальные агрессивные реакции А. Басс разделил на три типа:

- отвержение - вербальная агрессивная реакция типа «иди прочь», «убирайся» и т.п.;

- враждебные замечания типа «твое присутствие раздражает меня», «не выношу тебя» и т.п.;

- критицизм, он может быть направлен не непосредственно против личности, а против принадлежащих личности предметов, одежды, выполняемой работы и т.п. (7)

В психологической литературе разные авторы выделяют и другие виды и формы агрессии. В частности, Х. Хеккаузен считает важным разделение агрессии на враждебную и инструментальную. Целью враждебной агрессии является нанесение вреда другому человеку, в то время как инструментальная направлена на достижение цели нейтрального характера, и агрессия используется при этом лишь как средство действия (например, шантаж).

Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:

· негативные - позитивные (деструктивные - конструктивные);

· явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия - скрытая агрессия);

· вербальные - физические (словесное нападение - физическое нападение);

· прямые - косвенные (непосредственно направленные на объект - смещенные на другие объекты);

· враждебные - инструментальные (с целью причинения вреда/ боли другому человеку - с иными целями);

· эго-синтонные (принимаемые личностью) - эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью). (2)

Наиболее привычными, явными выражениями агрессивности, считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбление, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары), применение оружия. Скрытые формы агрессивности выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Агрессия может быть направлена:

· на окружающих людей вне семьи (например, на врачей, педагогов, сверстников);

· только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку);

· на животных (птиц, кошек, насекомых);

· на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от еды в подростковом возрасте);

· на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества и т.п.);

· на символические и фантазийные (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

Агрессивность конкретной личности может дифференцироваться:

1. По степени личностной вовлеченности:

· ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);

· агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);

2. По степени активности:

· пассивная агрессивность (в форме бездействия или отказа от чего-либо);

· активная агрессивность (в форме разрушительных или насильственных действий).

3. По эффективности:

· конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совпадению со стрессовыми ситуациями);

· деструктивность агрессивности (наносящей ощутимый ущерб самой личности или окружающим ее людям).

4. По выраженности психопатологической составляющей:

· нормальное агрессивное состояния;

· агрессивность в рамках патологических реакций;

· агрессивность в рамках личностных расстройств (например, нарциссического или пограничного расстройств личности);

· агрессивность в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов: эксплозивный, психоорганический, дементный, сумеречное расстройство сознания и др. (2)

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

а) стиль воспитания ребенка в семье (гипер - и гипоопека);

б) повсеместная демонстрация сцен насилия;

в) нестабильная социально-экономическая обстановка;

г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);

д) социально-культурный статус семьи и т.п.

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессии ребенка играет семейная среда и воспитание. Играют роль характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера ребенка. (27)

Делись добром ;)