Введение
Актуальность. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими, поскольку тревожность создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности.
Появление устойчивой тревожности в детском возрасте - один из наиболее частых поводов обращения родителей к специалисту, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло. К примеру, в 90-х годах, по сравнению с 80-ми, количество тревожных детей среди дошкольников увеличилось почти в 5 раз. Предпосылкой формирования тревожности как черты личности является накопление дошкольником «достаточного багажа» неудачных способов преодоления состояния тревоги. Поэтому, для профилактики невротически-тревожного типа развития личности, необходимо помогать детям находить адекватные способы, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, с другими проявлениями эмоциональной неустойчивости. В связи с этим задача оказания психолого-педагогической поддержки тревожному ребенку является актуальной и практически значимой.
Кроме того, тревожность ребенка связана с его самооценкой, которая является сложным многоаспектным явлением, она может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.
Неустойчивость самооценки может резко повышать уровень тревожности, что в сою очередь препятствует различению важного и несущественного в образе «Я», и как следствие, затрудняет процесс личностного роста.
Цель: исследование взаимосвязи самооценки и тревожности у детей дошкольного возраста.
Предмет: взаимосвязь тревожности и самооценки.
Объект: дети дошкольного возраста.
Задачи:
1. Описать психологические особенности дошкольного детства.
2. Рассмотреть особенности развития самооценки дошкольников.
3. Раскрыть причины и особенности детской тревожности.
4. Подобрать методики и провести эмпирическое исследование.
5. Обработать результаты и сформулировать выводы.
Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем тревожности и самооценки детей дошкольного возраста. Высокий уровень тревожности связан с низкой самооценкой.
Выборку исследования составили воспитанники детского сада, всего 16 человек (8 девочек и 8 мальчиков), средний возраст 5 лет.
Методики:
§ Методика диагностики самооценки «Лесенка» (С.Г.Якобсон, В.Г.Щур).
§ Методика «Выбери нужное лицо», направлена на изучение эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях (Тэммл Р., Дорки М., Амен В., адаптация Немов Р.С.).
Практическая значимость: результаты данной работы могут найти применение в работе психологов и педагогов детских учреждений, а также при составлении психокоррекционных и развивающих программ и при консультировании родителей по вопросам воспитания и социального развития детей.
- Введение
- Глава 1. Теоретический обзор по проблеме самооценки и тревожности у детей дошкольного возраста
- 1.1 Психологические особенности дошкольного детства
- 1.2 Развитие самооценки дошкольников
- 1.3 Причины и особенности детской тревожности
- Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста
- 2.1 Методика и организация исследования
- 2.2 Результаты исследования
- 2.3 Выводы