Взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте

курсовая работа

Введение

В настоящее время общество имеет тенденцию к быстрому развитию. И современному человеку необходимо уметь эффективно адаптироваться к новым условиям, находить общий контакт с окружающими людьми, быть успешным во всех сферах - все это в определенной мере зависит от степени проявления у личности показателя тревожности. Однако в повседневной жизни человек постоянно сталкивается с противоположными мнениями, интересами, которые приводят к конфликту. Так как конфликт охватывает все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия, то современному человеку необходимо независимо от уровня тревожности, выбирать наиболее эффективную стратегию поведения в конфликте, пытаться управлять и разрешать его. В связи с этим в данная работа посвящена выявлению взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в конфликтной ситуации. Проблема тревожности, ее видов, форм и факторов, влияющих на возникновение и проявление тревожности занимались такие авторы, как Н.Д Левитов, Ю.Л.Ханин; Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, Г. С. Салливан, Р.С. Немов, В.В. Давыдов, А.М. Прихожан, Е.В. Новикова, Б. И. Кочубей и другие.Над исследованием конфликта, его типологии, стадий протекания, причин конфликтов и стратегий поведения в конфликтных ситуациях работали следующие авторы: В.В. Дружинин, Н. В. Гришина, К. Томас, Н.И. Леонов; Дж.Г. Скотт, Ф.М. Бородкина, А.К. Зайцева, Г.Л. Смолина, С.В. Дворяк, Б.Т. Лихачев и другие.

Объектом данного исследования является тревожность как фактор, предопределяющий стратегию поведения в конфликте.

Предмет исследования - взаимосвязь уровня тревожности и стратегии поведения в конфликте.

Цель данной работы - изучить взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте.

Гипотеза: уровень тревожности взаимосвязан со стратегией поведения в конфликте: испытуемые с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности предпочитают сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а с низким уровнем ситуативной и личностной тревожности - компромисс.

Задачи:

1) проанализировать литературу по проблеме взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в конфликте;

2) описать основные факторы, влияющие на возникновение и проявление тревожности;

3) выявить у испытуемых уровни ситуативной и личностной тревожности;

4) исследовать взаимосвязь уровня ситуативной и личностной тревожности со стратегией поведения в конфликте;

Методы: анализ литературы, тестирование, методы математической статистики.

База исследования: Амурский Государственный университет, факультет социальных наук.

Выборка составила 30 человек в возрасте от 17 до 21 года.

Делись добром ;)