logo
Взаимосвязь тревожности и стратегии поведения в конфликте

2.1 Организация и методы исследования

Исследование взаимосвязи уровня тревожности со стратегией поведения в конфликте проводилось на базе Амурского государственного университета, факультете социальных наук. Выборку составили студенты в количестве 30 человек, в возрасте от 17 до 21 лет. Исследование проходило в аудитории Амурского Государственного университета в вечернее время, перед началом лекций. Испытуемым вслух зачитывалась инструкция, после чего раздавались бланки для ответов, заполняемые самостоятельно.

Цель исследования - выявить взаимосвязь уровня тревожности и стратегии поведения в конфликтных ситуациях между студентами.

Гипотеза: уровень тревожности взаимосвязан со стратегией поведения в конфликте: испытуемые с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности предпочитают сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а с низким уровнем ситуативной и личностной тревожности - компромисс.

В ходе исследования были использованы следующие методики: методика определения уровня тревожности: Тест - опросник Спилбергера - Ханина и тест описания поведения К. Томаса.

1) Тест описания поведения К. Томаса

Предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:

1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться

удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. компромисс (соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-нибудь интересов, стремлений).

4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Материалом, с которым работают испытуемые, является напечатанный на специальном бланке список пар утверждений. В каждой из пары утверждений испытуемый должен выбрать тот вариант, который является наиболее типичным для характеристики его поведения. Каждый испытуемый получает такой бланк в начале исследования.

Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

2) Методика определения уровня тревожности: Тест-опросник Спилбергера - Ханина предназначена для определения уровня личностной и ситуативной тревожности.

Тревожность - это особое эмоциональное состояние субъекта, выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми.Личностная тревожность - это индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоциональным отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к самому себе и т.п.). Ситуативная тревожность - это внутреннее устойчивое состояние тревожности как поведенческая реакция на определенные жизненные ситуации. тревожность психологический конфликт

Материалом, с которым работают испытуемые, является напечатанный на специальном бланке список предложений, на каждый вопрос которого возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

Каждый испытуемый получает такой бланк в начале исследования.

Процедура исследования включает две серии.

1. Задача первой серии: определить уровень ситуационной тревожности.

Для этого испытуемым зачитывается инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

2. Задача второй серии: определить уровень личностной тревожности.

Для этого испытуемым зачитывается инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».