Процесс восприятия

контрольная работа

3. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ И ИСКАЖЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ

Стереотипизация широко распространена при восприятии человеком реальности. Путем сведения более сложного и ориги-нального явления к определенному стереотипу и, соответствен-но, упрощенному представлению об этом явлении она помогает сиять неопределенность, устранить неясность, и тем самым об-легчить процесс познания. Но в то же время она зачастую при-водит к искаженному восприятию явления, приписывая ему те черты, которых у него нет, и наоборот, отбрасывая некоторые существенные черты явления. Стереотипы часто не соответству-ют явлению уже потому, что они отражают усредненное воспри-ятие этого явления в прошлом. Поэтому зачастую они не только отсекают индивидуальные черты, но даже не соответствуют ус-редненному явлению. В этом случае стереотипное восприятие явления приводит к неверным выводам, создает неверные ожи-дания и порождает неадекватные действительности реакции и поведение человека.

Негативным проявлением стереотипа восприятия в жизни организации является априорная оценка и априорный взгляд на людей с позиции отнесения их к определенным стереотипным группам. Это может приводить к дискриминации по половому возрастному или национальному признаку, ущемляя права че-ловека и нанося ущерб деятельности организации.

Часто в процессе восприятия явления происходит перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характе-ристики или же обобщение оценки отдельной характеристики до уровня аналогичной оценки явления в целом. Данное обобще-ние может приводить в целом, как к позитивному, так и негатив-ному восприятию явления, что может совершенно не соответ-ствовать реальности. Наиболее часто это проявляется при вос-приятии людей, когда на основе оценки отдельных черт характе-ра или же отдельных умений и способностей человека делается обобщенный вывод о нем как о личности в целом или же, как о работнике вообще.

Перенос и обобщение оценки отдельных черт человека мо-жет играть сильную негативную роль во взаимодействии челове-ка и организационного окружения. В частности, он может ока-зывать большое негативное влияние на выполнение работником своих ролевых обязанностей. Получив определенное представ-ление о выполнении членом организации отдельных действий или операций, руководитель может думать, что и всю остальную работу, которую он не видит, работник выполняет точно так же. Это приводит к стремлению работника не делать явных ошибок, вместо того чтобы стремиться к очень хорошей работе. Либо же стараться работать не вообще хорошо, а только тогда, когда это может заметить руководитель. Часто данная особенность воспри-ятия приводит к тому, что члены организации, которые в своей деятельности ближе к руководству и чаще с ним общаются, оце-ниваются в целом относительно выше, чем работники, успешно справляющиеся со своей работой, но находящиеся вне поля зре-ния руководства.

К серьезному искажению восприятия окружения приводит проекция человеком своих собственных чувств, настроений, пе-реживаний, опасений, мотивов деятельности и т.п. на других людей. Люди могут объяснять мотивы действия других в соот-ветствии с тем, почему они сами осуществляют аналогичные дей-ствия, и впадать при этом в глубокое заблуждение. Отмечено, что люди склонны приписывать свои негативные черты другим, создавая тем самым некое оправдание своему поведению. Нега-тивным проявлением проекции в организационном поведении является ложное представление человека о том, что окружаю-щие хотят того же, чего хочет он. Это порождает неадекватные ожидания и действия, которые приходят в противоречие с орга-низационным окружением. Работоспособный начальник может считать, что все его подчиненные также очень напряженно рабо-тают. Это же может быть далеким от реальности. И наоборот, ленивый начальник может необоснованно подозревать всех в том, что они отлынивают от работы.

Сильное влияние на восприятие человеком определенной действительности может оказывать первое впечатление. Зачас-тую бывает так, что все дальнейшее видение человека или, по крайней мере, достаточно долгосрочное его восприятие находит-ся в плену у первого впечатления. Сильное первое впечатление может оказывать двоякое влияние на дальнейшее восприятие. Оно может способствовать сохранению аналогичного восприя-тия, даже если оно и не соответствует действительности, но мо-жет приводить и к резкой смене восприятия, что также может быть неадекватным реальности. В организационном поведении человека-первое впечатление может способствовать более быст-рому и легкому вхождению в организационное окружение и ус-коренному установлению нормального взаимодействия между человеком и "окружением. Поэтому для нового члена организа-ции очень важно правильно провести свой первый контакт с орга-низацией. Окружению, и особенно руководству, в свою очередь следует опасаться сильно полагаться на первое впечатление, так как оно может сформировать неверный образ и породить нео-правданные ожидания.

Стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт, желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и тому подобные формы восприятия могут порож-дать множество проблем, трудностей и ошибок в организацион-ном поведении и вызывать предубеждения, которые могут отри-цательно сказываться на многих организационных процессах, и в частности на найме, продвижении по службе, вознаграждении и увольнении работников. Поэтому желательно, чтобы как мож-но большее количество людей в организации знало об этом и старалось по возможности учитывать это, критически расцени-вая свое восприятие. Особенно важно это для руководящего состава. Естественно, абсолютно верного и свободного от влияния личностных черт человека восприятия нет и, не может быть в принципе. Однако это не означает, что люди не должны стремиться более объективно воспринимать реальность, пытаться понять особенности и характерные черты присущего им восприятия окружения для того, чтобы сознательно корректировать воспринятую ими информацию.

Делись добром ;)