Процесс развития агрессивных проявлений
2.2 Агрессивные проявления благополучных и неблагополучных школьников
Использование агрессивных действий для самоутверждения и самореализации встречается и в раннем детстве, и у подростков, и у взрослых. И причиной этого чаще всего является недостаток или низкая культура средств, используемых в собственной деятельности и во взаимодействии с другими людьми. Поэтому и в коррекционной работе речь должна идти не об избавлении от агрессивности, а об устранении причин, ведущих к ее проявлениям, о расширении активно используемого инструментария в поведении ребенка.
В таблице 2 представлены результаты по тревожности подростков. Уровень тревожности определялся по методике приведенной входящей в состав MMPI (см. Приложение 3).
Таблица 2 Уровень тревожности учеников двух классов.
Показатели тревожности |
|||||||
Группа |
Кол. чел |
Средний |
Несколько повышенный |
высокий |
Очень высок. |
Спокойный |
|
6 класс |
20 |
8 |
4 |
2 |
1 |
5 |
|
8 класс |
20 |
4 |
9 |
3 |
3 |
1 |
Как мы уже говорили 8 класс педагоги школы относят к неблагополучным классам.
Приведенные в табл. 2 результаты также свидетельствуют о том, что многие из показателей, связанные с агрессивными проявлениями, в равной степени представлены и у благополучных и у неблагополучных школьников.
Такие же методики были проведены для выявления других причин агрессии (Р.Жиль). Они представлены в обще таблице 3.
Таблица 3 Показатели агрессивных проявлений учащихся (численные значения приведены в процентах; в скобках ниже приводятся границы разброса данных)
Выявленные показатели |
Группы учащихся |
||
со школьными трудностями |
без школьных трудностей |
||
Усредненные показатели агрессивности |
62 (58-75) |
42 (39-45) |
|
Суммарные предпосылки к проявлениям агрессии |
64 (58-70) |
60 (45-71) |
|
Социометрический статус в кругу сверстников |
преобладает негативный |
и позитивный, и негативный |
|
Тревожность |
преобладает повышенная |
средний уровень |
|
Отношения с родителями в целом |
все варианты |
все варианты |
|
Отношения с родителями в общих делах |
все варианты |
все варианты |
|
Отношения с родителями и сверстниками на отдыхе |
преобладает отрицательное |
все варианты |
|
Отношение к классному руководителю |
преобладает отрицательное |
нейтральное |
В конечном счете, агрессивные проявления, которые становятся проблемой ребенка и школы, мы можем наблюдать и на вполне благополучном фоне. В свою очередь, школьник с множеством предпосылок к проявлениям агрессии реально оказывается коммуникабельным и неконфликтным ребенком. Это и побуждает нас к поиску конкретных механизмов социализации, ограничивающих и перестраивающих возможные агрессивные проявления ребенка.
В рамках активно разрабатываемой проблемы формирования механизмов психической саморегуляции мы изучали, в какой мере школьные трудности ребенка и в первую очередь трудности агрессивных детей связаны со сформированностью умений саморегуляции деятельности, обеспечивающих им и большую самостоятельность поведения. В данной работе мы использовали методику ЭОС (экспертная оценка самостоятельности) и САМОС (самооценка учащимися своих действий и отношений) (см. [11]), с помощью которых были получены индивидуальные показатели самостоятельности учащихся. Интегральные показатели полярных групп учащихся приведены в табл. 4.
Таблица 4 Проявления самостоятельности у агрессивных и неагрессивных учащихся
Оцениваемые показатели, связанные с самостоятельностью учащихся |
Группы детей |
||
со школьными трудностями (6кл.) |
без школьных трудностей (8кл.) |
||
1. Зависимость от учителя |
выражена |
выражена |
|
2. Потребность в помощи учителя |
выражена |
выражена |
|
3. Обращаются за помощью |
эпизодически |
эпизодически |
|
4. Профессионально ориентированные интересы |
слабо выражены |
ярко выражены |
|
5. Готовность оказать помощь |
эпизодическая |
эпизодическая |
|
6. Демонстративность |
выражена |
выражена |
|
7. Отношение к сотрудничеству |
равнодушное |
умеренное |
|
8. Стремление к успеху |
сдерживаемое боязнью неудачи |
высокое, но с боязнью неудачи |
|
9. Выраженность видов социальной ориентации |
игнорируют все виды |
акцент на одном, двух видах |
|
10. Самооценивание перспектив |
удовлетворительное |
высокое |
Поскольку изучаемые группы детей были из классов с высоким уровнем агрессивности и конфликтности, постольку и школьные трудности были преимущественно связаны с повышенной конфликтностью и агрессивностью. Но результаты исследования показали, что наличие умений и профессионально ориентированных интересов; умеренное стремление к сотрудничеству, взаимодействию с другими людьми; не безбоязненное, но уверенное ожидание успехов и позитивное отношение к перспективам - все это значительно уменьшает и школьные трудности, и показатели агрессивности. И действительно, чем больше у подростка средств преодоления затруднений, тем легче ему найти выход из конфликтной или фрустрирующей ситуации.
Таким образом, существеннейшую роль в окультуривании самых разных проявлений ребенка имеет развитость рефлексии и умений саморегуляции деятельности. Помимо того, что они способствуют более успешному профессиональному самоопределению, они являются действенным подспорьем и во многих других случаях личностного самоопределения человека, в том числе и действенным средством разрешения конфликтных ситуаций, регуляции агрессивных побуждений.