Процесс развития агрессивных проявлений

курсовая работа

2.2 Агрессивные проявления благополучных и неблагополучных школьников

Использование агрессивных действий для самоутверждения и самореализации встречается и в раннем детстве, и у подростков, и у взрослых. И причиной этого чаще всего является недостаток или низкая культура средств, используемых в собственной деятельности и во взаимодействии с другими людьми. Поэтому и в коррекционной работе речь должна идти не об избавлении от агрессивности, а об устранении причин, ведущих к ее проявлениям, о расширении активно используемого инструментария в поведении ребенка.

В таблице 2 представлены результаты по тревожности подростков. Уровень тревожности определялся по методике приведенной входящей в состав MMPI (см. Приложение 3).

Таблица 2 Уровень тревожности учеников двух классов.

Показатели тревожности

Группа

Кол. чел

Средний

Несколько повышенный

высокий

Очень высок.

Спокойный

6 класс

20

8

4

2

1

5

8 класс

20

4

9

3

3

1

Как мы уже говорили 8 класс педагоги школы относят к неблагополучным классам.

Приведенные в табл. 2 результаты также свидетельствуют о том, что многие из показателей, связанные с агрессивными проявлениями, в равной степени представлены и у благополучных и у неблагополучных школьников.

Такие же методики были проведены для выявления других причин агрессии (Р.Жиль). Они представлены в обще таблице 3.

Таблица 3 Показатели агрессивных проявлений учащихся (численные значения приведены в процентах; в скобках ниже приводятся границы разброса данных)

Выявленные показатели

Группы учащихся

со школьными трудностями

без школьных трудностей

Усредненные показатели агрессивности

62 (58-75)

42 (39-45)

Суммарные предпосылки к проявлениям агрессии

64 (58-70)

60 (45-71)

Социометрический статус в кругу сверстников

преобладает негативный

и позитивный, и негативный

Тревожность

преобладает повышенная

средний уровень

Отношения с родителями в целом

все варианты

все варианты

Отношения с родителями в общих делах

все варианты

все варианты

Отношения с родителями и сверстниками на отдыхе

преобладает отрицательное

все варианты

Отношение к классному руководителю

преобладает отрицательное

нейтральное

В конечном счете, агрессивные проявления, которые становятся проблемой ребенка и школы, мы можем наблюдать и на вполне благополучном фоне. В свою очередь, школьник с множеством предпосылок к проявлениям агрессии реально оказывается коммуникабельным и неконфликтным ребенком. Это и побуждает нас к поиску конкретных механизмов социализации, ограничивающих и перестраивающих возможные агрессивные проявления ребенка.

В рамках активно разрабатываемой проблемы формирования механизмов психической саморегуляции мы изучали, в какой мере школьные трудности ребенка и в первую очередь трудности агрессивных детей связаны со сформированностью умений саморегуляции деятельности, обеспечивающих им и большую самостоятельность поведения. В данной работе мы использовали методику ЭОС (экспертная оценка самостоятельности) и САМОС (самооценка учащимися своих действий и отношений) (см. [11]), с помощью которых были получены индивидуальные показатели самостоятельности учащихся. Интегральные показатели полярных групп учащихся приведены в табл. 4.

Таблица 4 Проявления самостоятельности у агрессивных и неагрессивных учащихся

Оцениваемые показатели, связанные с самостоятельностью учащихся

Группы детей

со школьными трудностями (6кл.)

без школьных трудностей (8кл.)

1. Зависимость от учителя

выражена

выражена

2. Потребность в помощи учителя

выражена

выражена

3. Обращаются за помощью

эпизодически

эпизодически

4. Профессионально ориентированные интересы

слабо выражены

ярко выражены

5. Готовность оказать помощь

эпизодическая

эпизодическая

6. Демонстративность

выражена

выражена

7. Отношение к сотрудничеству

равнодушное

умеренное

8. Стремление к успеху

сдерживаемое боязнью неудачи

высокое, но с боязнью неудачи

9. Выраженность видов социальной ориентации

игнорируют все виды

акцент на одном, двух видах

10. Самооценивание перспектив

удовлетворительное

высокое

Поскольку изучаемые группы детей были из классов с высоким уровнем агрессивности и конфликтности, постольку и школьные трудности были преимущественно связаны с повышенной конфликтностью и агрессивностью. Но результаты исследования показали, что наличие умений и профессионально ориентированных интересов; умеренное стремление к сотрудничеству, взаимодействию с другими людьми; не безбоязненное, но уверенное ожидание успехов и позитивное отношение к перспективам - все это значительно уменьшает и школьные трудности, и показатели агрессивности. И действительно, чем больше у подростка средств преодоления затруднений, тем легче ему найти выход из конфликтной или фрустрирующей ситуации.

Таким образом, существеннейшую роль в окультуривании самых разных проявлений ребенка имеет развитость рефлексии и умений саморегуляции деятельности. Помимо того, что они способствуют более успешному профессиональному самоопределению, они являются действенным подспорьем и во многих других случаях личностного самоопределения человека, в том числе и действенным средством разрешения конфликтных ситуаций, регуляции агрессивных побуждений.

Делись добром ;)