Психическая адаптация дошкольников к детскому саду

курсовая работа

1.1 Адаптация как психологический феномен

Адаптация (лат. аdaptacio - приспособление) - приспособление строения и функции организма, его органов и клеток к условиям среды. Выделяют различные фазы процесса адаптации к необычным экстремальным условиям: фазу первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма от молекулярного до психологической регуляции деятельности [6, с. 10]

Адаптация - в широком смысле - процесс и результат приспособления к изменяющимся внешним и внутренним условиям [7, с. 16].

Адаптация человека имеет три аспекта - биологический, социальный и психологический. Обратимся к рассмотрению специфики каждого из них.

Биологический аспект адаптации включает приспособление живого существа к устойчивым и изменяющимся условиям среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и другим физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере какого-либо органа или ограничению его функций. К проявлению биологической адаптации относится ряд психофизиологических процессов, например световая адаптация [7, с. 16].

Адаптация социальная - активное приспособление индивида к условиям социальной среды и интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других) [7, c. 15]

Психологическая адаптация (частично перекрывается понятием адаптация социальная.) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами [7, c. 16]

В Пингвиновском психологическом словаре адаптация рассматривается в социально-психологическом аспекте как «изменение социальных или культурологических диспозиций », в биологическом - «как любое структурное или поведенческое изменение, обладающее ценностью для выживания» [5, с. 9]. Традиционно адаптация трактуется не как состояние, а как процесс и результат, в котором всегда действуют изменяющие стороны.

Для процесса адаптации индивида характерны следующие важные признаки: во-первых, активное участие в этом процессе сознания индивида (хотя отдельные моменты могут не осознаваться), во-вторых, среда, в которой осуществляется адаптация, в-третьих, индивид «не просто пассивно воспринимает результаты адаптации, но в состоянии систематически и целенаправленно изменять их в соответствии с социальными условиями своего бытия» [5, с. 17].

Проблема адаптации отражена в концепции личности А.Ф. Лазурского. В основу классификации положен принцип активного приспособления личности к окружающей среде. При этом приспособление в трактовке ученого выступает широким понятием и предполагает приспособление к природе, вещам, людям, человеческим взаимоотношениям, идеям, эстетическим, моральным, религиозным ценностям. Полнота, глубина и всесторонность приспособления человека определяется как внешними условиями, так и степенью его одаренности (прирожденным запасом физических и духовных сил). Причем последнее является наиболее значимым [5, с. 18]

Адаптация, согласно В.Н. Дружинину, является процессом эффективного взаимодействия организма со средой [10, с. 122].

Ж. Пиаже рассматривал адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка. В адаптации им были выделены две составляющие - аккомодация и ассимиляция. Аккомодация - это перестройка механизмов умственной активности с целью усвоения новой информации, а ассимиляция - это присвоение внешнего события и преобразование его в мысленное [11]. Следовательно, адаптация предполагает приобретение знаний, умений и навыков. Кроме того, в процессе адаптации происходит изменение психической организации человека: его когнитивных и личностных процессов.

Представитель деятельностного подхода А.Н. Леонтьев, считает, что процесс адаптации человека проходит под контролем сознания. Причем для каждого индивида в соответствии со своими психологическими особенностями характерны индивидуальные приспособительные механизмы [14, с. 129].

В психологическом знании доминирует понятие «психическая адаптация».

Психическую адаптацию, согласно Ф.Б. Березину, можно определить как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды» [15]. Из данного определения следует, что максимально возможное удовлетворение ведущих потребностей является важнейшим критерием адаптационного процесса.

Ф.Б. Березин выделил три аспекта психической адаптации: собственно психический, социально-психологический и психофизиологический. Социально-психологический аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе - профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и общества. Таким образом, понятие «психическая адаптация» более широкое, чем рассмотренные виды адаптации и включает в себя как социальную, так и физиологическую адаптацию.

Важным, по нашему мнению, является положение о том, что процесс адаптации является управляемым. Применительно к дошкольному учреждению это означает возможность педагогу-психологу создавать условия, обеспечивающие оптимизацию личности дошкольника и облегчающие принятие личностью на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях нового контекста условий существования, привлекая к этому педагогов, родителей, всех работников дошкольного учреждения [16, с. 86].

К конструктивным механизмам адаптации относят: познавательные процессы; целеобразование; целеполагание; конформное поведение. К защитным механизмам адаптации следует отнести: регрессию; отрицание; формирование реакции; вытеснение; подавление; проекция; идентификация; рационализация; сублимация. Конструктивные механизмы позволяют адекватно реагировать на измененные социальные условия жизни, используя возможность осуществлять оценку ситуации, анализ, синтез и прогноз событий.

М.И. Бобнева выделила следующие механизмы адаптации:

1. Социальное воображение (способность понимать свой опыт и определять свою судьбу, мысленно помещая себе в реальные и определять свою судьбу, мысленно помещая себе в реальные рамки данного периода развития общества, и осознавать свои возможности);

2. Социальный интеллект - способность улавливать сложные отношения и зависимости в социальной среде;

3. реалистическая направленность сознания;

4. Ориентировка на должное [12].

Таким образом, адаптация - это процесс и результат приспособления к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Согласно А.Ф. Лазурскому, адаптация выступает широким понятием и предполагает приспособление к природе, вещам, людям, человеческим взаимоотношениям, идеям, эстетическим, моральным, религиозным ценностям. Адаптация, согласно В.Н. Дружинину, является процессом эффективного взаимодействия организма со средой. Ж. Пиаже рассматривал адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка, а А.Н. Леонтьев, считает, что процесс адаптации человека проходит под контролем сознания. Ф.Б. Березиным было выделено три аспекта психической адаптации: психический, социально-психологический и психофизиологический. Психическую адаптацию, он рассматривал, как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности».

Делись добром ;)